Блин! Так и хочется пофантазировать на эту тему с риском выдать заумный текст!
Прежде всего, на ум приходит мысль, что заумность - это качество речевой продукции, устной или письменной, "какчество" из-рече-ний. Умничающий может быть и умным, и разумным. Но у него ум заходит за разум. Или разум за ум. И получается всякая заумь.
Это всё равно, как у человека имеется две ноги. Но он чутка выпил, или перепил, короче, запил на определённое время. Естественно, всё закачалось, и выпивший, пытаясь сохранить равновесие, стал ЗАплетаться ногами. Правая нога (ум) стала заходить за левую (разум). Дискоординация. Вместо того, чтобы идти прямо вперёд, что довольно просто для трезвого человека, пьяный стал кружиться на одном месте, заходя за самого себя. Что очень усложнило ему путь до дома, где, разумеется, не все дома. Не все, но лишь некоторые. Мало кто. Да и вообще, с такими заходами - никого дома.
«А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать» (Кличко).
Иначе говоря, способность к образному мышлению (ум) по пьяне, или вследствие ударов по башке, оказывается сверх-активной (расторможенной) и, соответственно, образное мышление (воображение) ускоряется, а способность к понятийному мышлению (разум), наоборот, затормаживается. И разум просто не успевает адекватно воплощать в слова быстро летящие бесплотные мысли. Левая нога деревенеет, а правая быстро-быстро идёт … налево, всё левее и левее, т.е. вокруг. Это вариант, когда ум заходит за разум.
Другой вариант, ему противоположный - разум заходит за ум. Здесь наблюдается обратная картина: ум заторможен, разум возбуждён. Это когда при бедности мысли развязывается язык. И человек несёт всякую околесицу. (Примерно, как я сейчас.) Речь витиевата, сложна, обла и стозевна, а наполнение смыслом почти нулевое. Никто её понять (догнать, досягнуть) не может. Даже сам производитель речи.
Человек в этом состоянии временно глуп. Это хорошо, когда временно… А если он в таком состоянии задерживается надолго?
Вот и получается, что заумность - это и то, и другое, и третье, запутанные в недосягаемую сложность.