Один из тех, кто грезил виртуальной реальностью еще когда это не было мейнстримом и продолжил рассуждать о ее особенностях тогда, когда она тесно переплелась в реальностью обычной, Джарон Ланир в своей книге «Вы не гаджет. Манифест» сокрушался тем, как соцсети приучают пользователя к стандартизации своего опыта - из спектра чувств и эмоций предлагают пользоваться ограниченным набором состояний.
Это не просто ситуация ограничения выбора, это меняет сам принцип конструирования мира. Выпадающие списки статусов, семейных положений, уровней образования или чего бы то ни было, где нельзя выбрать свой вариант, упорядочивают мир грубо, загоняя его в прокрустово ложе состояний «в отношениях» или «в активном поиске». Окошки для ввода «своего варианта» пусть менее грубо, но так же делают пользователей гомогенной базой данных, только чуть более сложно сравниваемой между собой, но все же сравнимой в принципе. Это не толпа, не масса, это база данных, о которой пишет, например, Лев Манович.
Ограниченный набор эмодзи-смайликов – продолжение тенденции по стандартизации чувств и эмоций, а отнюдь не новая степень свободы. Если у «обычного» лайка могло быть множество разных означаемых им чувств – одобрение, поддержка, сочувствие, внимание и т.д., то сейчас пользователю предлагается сузить то множество эмоций, которое он может выразить одним знаком.
Ключевое слово здесь «предлагается», поскольку язык новых медиа быстро меняется, включает в себя новые знаки. И можно предположить, что из каждого «побега», оторванного от «ствола» обычного лайка, со временем может вырасти свое разветвленное дерево означаемых.
Когда это в фейсбуке был палец вниз?