Известная книга The Filter Bubble американского исследователя интернета Эли Паризера начинается с эпиграфа: "Если вы получаете нечто бесплатно, помните, вы не клиент. Вы - товар".
Facebook ввел новые смайлики, потому что это позволит ему собирать больше информации о предпочтениях и поведении пользователей, что в свою очередь даст возможность продавать больше рекламы и получать большую прибыль. Короткий ответ на вопрос о том, почему Facebook "убил лайк", звучит так: чтобы дороже продать свой товар - нас, пользователей.
Причем сделать это нужно так, чтобы пользователи в целом остались довольны. Социальная сеть шла к "модернизации общения" давно, текстовый чат и комментарии дополнялись наборами эмоджи, ориентированными явно на подростковую аудиторию. Вместо ответа собеседнику в личном сообщении можно было прислать "лайк". Но до 24 февраля эти нововведения носили опциональный характер. Теперь мы все должны наслаждаться смайлами Цукерберга. Для массовой аудитории, которая использовала социальную сеть, чтобы играть в "ферму" и общаться с друзьями, это вполне закономерный ход - теперь как бы стало красиво.
Ключевая проблема в том, что в России Facebook воспринимается совсем не как социальная сеть для того, чтобы подростки могли обсуждать свежий фильм Marvel (как это происходит в США). Здесь пользователи Facebook рассматривали себя как участники элитарного сообщества, занятого поисками смысла жизни, дискуссиями о политике и даже публикацией журналистских расследований. Это касается не только России, но и Украины, где эту моду тоже подхватили. В русскоязычном сегменте Facebook политики делают официальные заявления, украинские министры ругаются между собой, есть специальный представитель российского МИДа Мария Захарова. Многие прямо внутри Facebook бескомпромиссно борются с американским капитализмом. Из сети для массовой аудитории и подростков был сделан клуб политических интеллигентов, литераторов, философов - "уникальное мыслящее сообщество", эрзац публичной сферы. Ясно, что одна из причин для этого, - упадок реальной публичной сферы, в частности отсутствие в России свободного рынка СМИ.
Эмоджи Цукерберга нанесли по русскоязычной публичной сфере мощный эстетический и идеологический удар - похуже российской государственной цензуры. Они показали, что разница между Facebook и "Одноклассниками" существует только в воображении российского креативного класса. В действительности социальную сеть волнует не "максимальный репост" российских политактивистов и не утонченная дискуссия литературных критиков, но таргетированная коммерческая реклама. Продавать которую лучше всего среди забавных видео, фотографий милых котов и статусов о том, что вы состоите "в отношениях". "Элитное" российское сообщество загнано на детские карусели с лошадками. На которых можно смеяться, рыдать и возмущаться, но на которых в любом случае придется крутиться. Если интерфейс Facebook будет развиваться в нынешнем направлении, нас ждут многочисленные призывы "пора валить", но опыт миграции из ЖЖ показывает, что "российская мыслящая публика" действительно смогла бы свалить только при наличии бесплатной и очевидной альтернативы - которой не существует. Так что "ставь (креативный) класс!" И добро пожаловать в народ: нас разжаловали.
Проблема шире, чем судьба сообщества в Facebook, поскольку нечто подобное происходит уже не в первый раз. С тех пор как Роман Лейбов сдалал первую запись в Livejournal в 2001 году ("смешная штука, пробуем по-русски..."), в отношениях российской интеллигенции с контентом в сети ничего не изменилось. Прошло 15 лет, но мы по-прежнему отдаем свой контент бесплатным площадкам вместо того, чтобы создавать собственные сайты и блоги. И не особенно беспокоимся о том, что политика хозяина площадки в любой момент может всю нашу "блогосферу" прихлопнуть. В мире, в частности, в США это не так - Тим Кук свое обращение по поводу давления со стороны ФБР публиковал совсем не в Facebook, существуют десятки тысяч популярных блогеров, пишущих на собственных сайтах. Мы в отличие от американцев не заботимся о создании подобных институтов, попытки вроде "Тифаретника" Михаила Вербицкого остаются уделом маргиналов, и мечемся с ЖЖ в Facebook, потом в каналы Telegram и далее везде. Наша интеллектуальная блогосфера - на самом деле и по мере ответственности подростковая, не только по эмоджи.
Лайк появился в социальных сетях всего шесть лет назад, в 2010 году, и законодателем моды тут был именно Facebook. За это время он стал стандартом цифровой культуры, методом оценки активной вовлеченности аудитории для СМИ и своего рода универсальной виртуальной валютой. Многие так привыкли к нему, что думают, будто бы он был всегда. Теперь эта эпоха закончена. Другие сети будут брать пример с Facebook, и если на сегодняшний день интерфейс публикации Вконтакте выглядит чуть ли не образцом лаконичности и строгости, все может очень скоро измениться - конкурировать с Facebook за деньги рекламодателей придется всем.
Цифровая культура так или иначе адаптируется к хитростям маркетологов Facebook, кто-то останется на своей "веселой ферме", кто-то действительно мигрирует в лучшие миры - проекты вроде Ello, социальные сети с минималистическим дизайном, возникают постоянно. Возможно, эмоджи в интерфейсе окажутся не слишком популярными и от них придется отказаться самим маркетологам. Но нашему "уникальному сообществу" на русском языке, оказавшемуся в коротких штанишках глобальных Одноклассников, пора как-то взрослеть.
Когда это в фейсбуке был палец вниз?