Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в Европе Раннего Средневековья не было инквизиции?

ОбществоИстория+3
Сергей Кривов
  ·   · 10,9 K
д. филос. н., ст.н.с. ИФ РАН, член редколлегии фил...  · 18 июл 2016

Исчерпывающий ответ историка предполагал бы сопоставление целого ряда моментов социального-экономического и политического характера, которые делали невозможным существования в раннесредневековой Европе 4-11 вв. подобного централизованного экспертного органа Римско-католической церкви с широкими судебно-карательными полномочиями. Понятно, что в условиях только еще становящейся государственной религии, продолжающейся несколько веков христианизации и восстановления самой Римской империи на новых феодальных началах, говорить можно было разве что о зарождении регулирующих веру законов, спорадических гонениях на язычников, иноверцев и еретиков.

Хотя христанская церковь с самого своего возникновения активно боралась с ересями и преследовала иноверцев, опираясь на поддержку светских властей, к 13 веку изменился сам механизм подобных преследований, связанный с ростом церковной власти и авторитета папского престола, но помимо чисто институциональных аспектов -- с качественным изменением самого христанства и народной религиозности, только опосредованных экономическими отношениями и социально-политическими обстоятельствами.

С философской и отчасти религиоведческой точки зрения решающим для ответа на этот вопрос является иной характер веры и религиозных представлений европейцев раннесредневекового времени в сравнении с более поздними эпохами. Проникновение христианского вероучения в поры социальной жизни европейских народов сопровождалось конфликтами с уже бытовавшими в ней дохристанскими религиозными практиками и представлениями. Собственно ереси были лишь верхушкой айсберга многообразных столкновений и взаимопроникновений жизненных укладов европейских народов с кажущимися им трансцендентными христианскими идеями в ранние средние века. В результате, как это в частности описывал Арон Гуревич (Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства), первоначально имело место нечто вроде неустойчивой взаимной адаптации – замещения ряда языческих представлений христианскими, при сохранении их чисто бытового или сельскохозяйственного смысла, поддерживаемого магическими ритуалами. Однако и обратно, изначально христианские идеи и положения не могли не трансформироваться, в этом смысле обмирщаясь и обрастая ересями. Постепенно отмеченные противоречия приобретали формы классовой и гендерной конкуренции. Именно для борьбы с конкурентами, а заодно и с остатками народной религии и магии в условиях становления нового европейского порядка, католики на протяжении XII-XIII вв., сформулировали антиеретические законы, создали целую систему выявления религиозных преступлений и учредили печально известный “отдел расследований еретической греховности” - Святую инквизицию.

Но борьба с ересями в поздние Средние века и начало Нового времени постепенно обрела иной смысл – не теологического спора или заботы о спасении индивидуальной и народной души, как в первые века христианства, а политического инструмента для установления феодальных отношений во внутренней и тотального господства европейской цивилизации во внешней политике, только прикрывавшихся религиозными разногласиями. Дальнейшая секуляризация, определяемая не столько потерей или профанацией веры в Бога, сколько ее интенсификацией – приноровлением чисто метафизических идей и трансцендентных сущностей к потребностям уже вполне мирской политической жизни, сопровождаемым радикальным изменением отношения ко времени и пространству (прежде вечному и трансцендентному), природе и истории (посю- и потусторонней), сделала возможной такие уродливые явления христианской истории как крестовые походы или преследования ведьм. И этому не только не противоречило, а временами, наоборот, усиливало развитие в те же годы светской культуры и науки – при сохранении архаичной социальной модели, ориентированной на собственное выживание и господство, они лишь предоставляли более совершенные инструменты для выявления и уничтожения врагов.

1 эксперт согласен
Давайте все же не путать все подряд. Инквизиция (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium) - это вполне конкретное учреждение. Можно, конечно, все подряд называть "инквизицией", по желанию левой пятки, но тогда будет... Читать далее
2 эксперта согласны
Справедливо. Остаётся только добавить, что до учреждения именно Святой Инквизиции как органа её функции всё равно... Читать дальше
Младший научный сотрудник  · 10 июл 2016
Если понимать под инквизицией всякую борьбу христианской церкви с еретическими убеждениями, то утверждение о том, что в раннем Средневековье она отсутствовала, не совсем верно.  Тут можно вспомнить и борьбу с арианством... Читать далее
Поэт, автор. Проживаю во Франции.  · 26 июл 2016
А почему Вы решили, что Вы что то знаете об реальной истории, после того, как на правовом, историческом, научном, образовательном и законодательном поле сильно порезвилась инквизиция? Нет первоисточников! Все сожгли и... Читать далее
Инквизиция появилась и за ереси а что включала ересь это были мышления о том что не бог создал мир или что он создал его не так как библия говорит...А как христианство начало "глобальною миссию" только в середине средневековья... Читать далее
Анонимный ответ23 июл 2016
А все просто: в раннем средневековье церковь не выступала, как институт власти. Напомню, первый собор, когда более менее определились с содержанием Библии, произошел в 5 веке. То есть, уже в средневековье. А ведь в то время... Читать далее

"Для систематического зверства нужна развитая система институтов". В раннем средневековье еще не было "машины", которая могла бы свирепствовать. Поэтому пик преследования врагов церкви пришелся на более просвещенные эпохи.

1 эксперт не согласен

Что-то протестанты прекрасно без "машины" обходились в аналогичном масштабе "зверств".

Мотовилихинский трутень  · 12 июл 2016
Потому что в Европе Раннего Средневековья творилось чёрти что. Тотальный упадок культуры. Полнейшая безграмотность. Деградация нравов. И это относится не только к светскому обществу, но и к церковному. Папа римский - подросток... Читать далее
1 эксперт не согласен
"в Европе Раннего Средневековья творилось чёрти что. Тотальный упадок культуры. Полнейшая беграмотность" (с) Расск... Читать дальше
Популяризатор истории, писатель  · 13 февр 2021  ·
grand_orient
Инквизиции в Раннем Средневековье не было как конкретного органа под таким названием, однако её функции всё равно исполнялись. Причём даже не только в начале Средних веков, а вовсе ещё в Римской империи её христианского... Читать далее
Популяризация исторической науки каждый день:Перейти на vk.com/grand_orient
1 эксперт согласен
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 18 июл 2016
Дело в том, что первые 1000 лет христианство было дико прогрессивным явлением, толкавшим вперед европейскую культуру. В том числе, Церковь и новообращенные христианские короли боролись с пережитками язычества: верой в... Читать далее