Поставленный вопрос уже имеет "неоспоримый" ответ без должного сопоставления и изучения. Это - легенда, как и другая - о превосходстве советской системы обучения, которые широко используется критиками существующей системы образования. Как человек, получивший образование в СССР и проработавший в вузе 50 лет, включая доперестроечный период и время непрерывных "реформ" в образовании, могу убеждённо заявить: молодёжь по существу практически не изменилась. И в советское время в нашей группе был студент, о котором все мы шутили, что у него средний балл за все экзамены в течение 5 лет равен 2,99. И это было его точной средней оценкой из зачётки, а если учесть количество пересдачь экзаменов, то средний балл будет значительно ниже тройки. Но вот после окончания вуза в конечном итоге он стал руководителем топливно-энергетического обеспечения крупного предприятия. Были в группе, конечно, и середнячки, и хорошисты, и даже отличники. И все потом нашли своё место в жизни.
Анализируя контингент абитуриентов и студентов сразу же после начала перестройки, можно дать им следующую оценку: они знали, зачем они поступили в вуз. Работать с ними стало приятнее, с более плодотворными результатами. Но прошло несколько лет и в результате "реформ", а также при изменения качественных показателей самой жизни, студенты в среднем потеряли ориентир в необходимости высшего образования. По мыслительным способностям они ничем не уступали предыдущим поколениям, Тот же самый состав по категориям возможности освоения знаний. Есть и абсолютно неспособные что-то новое понимать, как и в советское время, но их так же единицы. А вот основная способная часть контингента не уверена в необходимости существенных затрат времени на повышение своего уровня образования. Едтницы отличников, конечно стараются, но, очевидно, с ориентацией на приоткрытый занавес. Сыграл свою роль в отношении к учёбе и ЕГЭ. Когда один раз я спросил у группы: "Как же так получается, что при хороших баллах по ЕГЭ, у вас такие низкие оценки по изучаемым сейчас предметам?" Ответ был: "А вы не смотрите на наши результаты ЕГЭ". Что студенты имели в виду, можно догадаться по обсуждениям этого вопроса в прессе.
В заключение можно констатировать, что для повышения образоватольного уровня в целом способной молодёжи, являющейся базой развития общества, нужна её социальная ориентация, которая, в дополнение к словестной или реформаторской только в образовании, должна дополняться совершенствованием на деле глобальных социальных и общественных отношений.