Чтобы ответить как следует, лучше начать со следующей аналогии.
Подобно тому, как человеческий глаз выделяет из всех возможных углов углы "особенные" - прямой и развернутый, ухо выделяет два интервала (расстояние между частотами звуков) - квинту и октаву. На самом деле, разумеется, и зрение, и слух позволяют различить гораздо больше примечательных (и не очень) углов и интервалов, однако приведенные выше - самые отчетливые.
Октава и квинта - это "расстояния" между звуками, частота которых отличается в два раза и полтора раза соответственно. Человеческий слух выделяет эти интервалы среди прочих (почему - тема для отдельного вопроса, придется здесь принять этот факт на веру). Естественно, чтобы получить мелодию, нужно больше нот, и способы разбиения на октаву отличаются в разных культурах. Неизменны только два этих интервала - квинта и октава.
Если говорить о традиционных для нашей культуры двенадцати нотах, то вот откуда они берутся.
Если начать с произвольного звука, скажем, с ноты До, и откладывать интервал, равный квинте (т.е. умножать частоту в полтора раза - методы сделать это существовали еще времена Пифагора), то будут получаться ноты: Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа#(читается "диез"), До#, Соль#, Ре#, Ля#, Ми# и Си#. Последняя нота совпадает с До, но уже на октаву выше. Последовательность, которую мы получили, называется кварто-квинтовый круг, и именно из нее берутся 12 нот. Чтобы получилась гамма, в более привычном виде, достаточно лишь найти каждой ноте соответствующую ей, одноименную ноту, на октаву (или несколько октав) ниже и выше. Таким образом, мы разобьем на "кирпичики" некий диапазон, и, сыграв ноты по возрастанию мы получим:
До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До и т.д.
Напоследок замечу, что отвечая на вопрос, мне пришлось слукавить в нескольких местах. К примеру Си# не совсем совпадает с До (см. волчья квинта). Более того, чистая квинта, столь приятная человеческому уху, в современных инструментах практически не используется - вместо нее используют ближайший к квинте интервал, достаточный, чтобы обмануть человеческий слух. Поиск этого интервала - отдельная, уже математическая задача на цепные дроби.
Нот 12. и всегда было 12.
Итальянцы, чтобы не путать себя и нас придкмли "диезы", бимоли, а даже "бекары". Это от слбоумия и каталицичесива в то время:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Клали они тогда на теорию струн и прочих СтивВаев.
Попробуйте сыграть "Шутку Баха" без бемоля.
Я нихуя не понял
выше комментарий мой почитай. Народ путают постоянно. Сказада в начале - 12 нот, и все сразу поняли, что не 10, не 18, а сука 12.
у тя в машине сколько колес? Если не танк короче говоря - 4 (а не 2 и не 2+2).
Есть два стула: написать понятно для публики или написать правильно.
Поправочка: 12 звуков. Нот всего 7.
так а зачем в октаве еще одна до, разве она не из начала другой октавы?
То что 12 частот, выбранных за ноты, находятся на равном расстоянии - не правда. На логарифмической шкале - да.