Я езжу на велосипеде по Москве круглый год, в любую погоду, в любое время года. Свой проект «MoscowCyclist» начал с приходом прошлой зимы как способ показать людям, что это возможно, что Москва не исключение из всех городов мира. Есть основные факты о передвижении по Москве на велосипеде, и я их постараюсь перечислить:
— Инфраструктура заточена под автомобили настолько, что зачастую на твоем пути может оказаться развязка, магистраль или подземный переход. И все прямо в центре города, например Боровицкая площадь, Моховая, Тверская, Новый Арбат и т.д. Уехать в отдаленные районы города, и тем более выехать за город, минуя трассы, практически невозможно. Такой безграмотной и непродуманной инфраструктуры в Дании вы не встретите. Когда я был в Копенгагене, то при приближении к перекрестку меня постоянно преследовало чувство, что сейчас надо будет придумать как пересечь перекресток. Но там этого не надо делать: абсолютно все перекрестки максимально продуманы и просты для велосипедиста. Кстати круто, что в Москве появилось много велопарковок. В большинстве случаев я всегда могу припарковать велосипед, чего раньше сделать не мог.
— Грязь. Как только начинаются дожди и выпадает снег, миллионы автомобилей начинают растаскивать с газонов землю. Паркуются все около домов как хотят, что потом сказывается на чистоте города. Так же, неграмотное обустройство зеленых зон приводит к тому, что земля вымывается и опять же стекает на дороги. В Копенгагене я проехал в сильный ливень с севера города на самый юг и в итоге был просто мокрый, никакого песка и грязи.
— Водители не способны воспринимать велосипедиста как участника дорожного движения. Обязательно нужно обогнать, подрезать и обругать, что еду слишком медленно. Очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда водитель идет на опасный обгон в 10 сантиметрах, пугая меня, подрезая, а буквально через 30 метров останавливается на светофоре или застревает в пробке. Через мгновение я его догоняю. Это уже чисто вопрос культуры.
— Все почему-то считают что зима 8 месяцев в году. Это забавно, потому половину зимы дороги были без снега. Они были мокрые, грязные, со снегом на обочинах, но ехать можно без проблем. Есть период примерно в феврале, когда погода правда сурова. Морозы на коротких дистанциях по городу не страшны. А если ехать в другой конец Москвы, то сложно. В такое время можно вполне обходиться общественным транспортом. Но это совершенно не означает, что не нужно создавать велоинфраструктуру. Этот период относительно всего года ничтожно мал. Имея выделенное и безопасное пространство, езда на велосипеде даже в сильные снегопады не вызывает никаких проблем. Для этого достаточно просто почистить дорогу. Но каждый год это всегда оказывается большой проблемой для коммунальных служб. Даже автомобильные дороги в Москве не всегда чистят, что не сильно сказывается на вождении авто, но представляет большую проблему велосипедисту. В Копенгагене, например, зимой выпадает не мало снега, но это ни в коем случае не мешает велодвижению. Все потому, что своевременно чистят дороги. Кстати, в снегопады первым делом чистят именно велодорожки, а только потом для машин. В обратном случае, это приведет к тому, что велосипедисты будут выезжать на проезжую часть, где их не ждут.
После зимы любая непогода кажется смешной и несерьезной. Особенно когда об этом оживленно дискутируют люди, никогда не передвигавшиеся по городу на велосипеде. Городу нужны грамотные и опытные люди у власти, чтобы они проектировали и строили грамотную и удобную инфраструктуру не только для велосипедистов, но и для пешеходов и даже автомобилистов. В данный момент новые велодорожки вызывают только смех и одновременно грусть.
Хорошее замечание, хотя и кажется, что это проблема не первой очереди. :)
Копенгаген довольно сильно велосипедизирован, а он не подпадает ни под первое определение, ни под второе.
Я бы так не сказала кто хочет, тот едет. От мала, до велика!