Говоря о неких общеевропейских стандартах отношения к велосипедистам со стороны властей и прочей невелосипедной публики, есть опасность впасть в обобщение. По-настоящему, в Европе только несколько стран заслуживают похвалы за сделанные усилия для облегчения жизни велосипедистам на дорогах городов: конечно, прежде всего, конечно, Нидерланды, где велосипедная инфраструктура (не только выделенные и даже отделенные от основной автомобильной дороги велодорожки, но и светофоры со своими приоритетами, парковки, стоянки и прочее) практически покрывает всю страну, и те страны, где большинство городов имеют такую развитую инфраструктуру: Дания, Германия, Бельгия. Сложнее с этим во Франции и особенно в Великобритании. На последней остановлюсь подробнее, так как живу здесь уже более десятка лет и регулярно передвигаюсь по Лондону на велосипеде, который я бы всегда предпочитал остальным видом транспорта, если бы это не было настолько сложно и небезопасно.
В Лондоне сейчас ситуация с велосипедной инфраструктурой сравнивается со сложившейся в конце 60-х годов в Нидерландах: спрос на безопасное передвижение на велосипеде давно и значительно превышает возможности города. В центре в час пик на красном светофоре подчас можно видеть несколько десятков велосипедистов, ожидающих смену сигнала, и передвигающихся в основном потоке транспорта без каких-либо намеков на велосипедную дорожку.
Cтатистика смертей довольно шокирующая - так, например, в течении двух недель позапрошлого ноября целых 6 велосипедистов погибли под колесами автобусов и грузовиков. Лондон покрыт покрашенными в белый цвет велосипедами, прикованными к столбам и заборам, установленным на местах гибели велосипедистов. В большинстве случаев причиной несчастного случая становится элементарное пренебрежение правилами дорожного движения, как автомобилистами, так и велосипедистами. Конечно, если бы последним не пришлось делить безумно сложные и оживленные перекрестки с многотонными металлическими монстрами, то смертей было бы намного меньше.
Нельзя сказать, что власти ничего не делают - при Борисе Джонсоне появились и появляются новые велосипедные хайвеи, вступают в силу новые правила, обязывающие большегрузные автомобили иметь дополнительную систему зеркал, устраняющую мервтую зону видимости слева - большинство несчастных случаев происходит при повороте налево (или направо, если движение правостороннее). Тем не менее, Лондон никогда не станет ни Амстердамом, ни даже Копенгагеном при нашей жизни и причин тому несколько:
1) Ничем не объяснимая в наше время близорукость в городском планировании. Дорожную инфраструктуру центра соседнего со мной района Твикенэм полностью изменили к кубку мира по регби, начинающемуся в эти выходные. Ни одного велосипедного улучшения замечено не было, напротив, стало еще сложнее соревноваться за место с транспортом. Предпринимаемые же усилия нередко сводятся к вот таким недоразумениям - на снимке велосипедная дорожка длиной 20 метров, обрывающаяся так же внезапно, как и начинающася:
https://instagram.com/p/5ClfaXFVFY/?taken-by=michernyakov
2) Приоритеты местных политиков - хотя велосипедом в Лондоне пользуется практически каждый его житель, очки в политической борьбе скорее зарабатываются на более видимых проблемах (школы, иммиграция, охота на лис).
3) Самое печальное - культурные различия многоклассового общества. Печально известен собирательный образ водителя белого вэна, все внимание которого в трафике настолько поглощено происходящим на экране его телефона, что велосипедистов он просто не замечает. У меня с такими было уже несколько довольно серьезных конфликтов, и с некоторых пор я стал в дальние поездки отправляться с видеокамерой на голове - такие вещи вроде охлаждают их пыл.
Подозреваю, что Москве мешает быстро стать нормальным велосипедным городом все то же самое, что и Лондону. Москва к тому же и отстает лет на 20 в общем урбанистическом развитии от крупнейших европейских городов. С другой стороны, у Москвы есть уникальный шанс учиться на чужих ошибках, но, к сожалению, это удел умных и дальновидных городских властей, которые почему-то редкие гости в больших городах.
Хорошее замечание, хотя и кажется, что это проблема не первой очереди. :)
Копенгаген довольно сильно велосипедизирован, а он не подпадает ни под первое определение, ни под второе.
Я бы так не сказала кто хочет, тот едет. От мала, до велика!