Вопрос антисемитизма наверно самый сложный вопрос в сфере социогуманитарных дисциплин. Одна из главных причин антисемитизма, как и ненависти к другим народам заключается в непохожести народа и стремление сохранить свою идентичность вопреки давлению извне (другой этнос, государство, корпорация и пр.). Например, древние народы удивлялись монотеизму евреев, считали это глупостью и варварством, пытались навязать и ассимилировать, а евреи сопротивляются или вообще устраивают восстание (война Маккаби против эллинизации 165 - 151 гг. до н. э.). Можно взять в пример и исход Моше из Египта (хотя само событие более легендарное, чем историческое).
После разрушения Второго Храма в 70 г. и поражения последнего еврейского восстания Бар-Кохбы 135 г. компонентом антисемитизма стало еще и презрение: народ без земли, богом отверженные и т. д. Стоит отметить что не все еврейские общины сталкивались с антисемитизмом, например его не было в Китае и в Индии (скорее всего потому что данные цивилизации отличались терпимостью к чужим культурам, особенно последняя). Исламские государства, также лояльно относились к евреям и с христианами имели статус "людей книги". Более того в Кордовском Халифате евреи занимали высокие государственные чины вплоть до визиря. Рассадником антисемитизма в Средние века являлась Западная Европа (Англия, Франция, Священная Римская империя) и разумеется Русь, Московское государство. Москва особенно боялась евреев настолько, что запрещала им находиться в этой стране. Причиной является то что некий раввин в ходе спора с православными сановниками победил их в диспуте и вторые под впечатлением образовали околоиудейскую секту. Западная Европа конечно разрешала жить в своих городах (из социально-экономических соображений), но в случае кризисных ситуаций или религиозного угара (Крестовые походы) начинались погромы и изгнания. Несмотря на все это какой-либо Папа Римский не был заинтересован в насильственном крещении. На это есть 2 причины: христиане должны воочию видеть народ отвергнутый богом Иисусом Христом, иудаизм являлся все-таки идеологической "опорой" христианства и между ними происходил культурный обмен (прежде всего в виде диспутов). Идеальным местом для евреев в Европе являлась Польша, им гарантировалась религиозная автономия и покровительство короля.
Все эти религиозные предрассудки существовали вплоть до начала 20 в. (прогрессивные революции не решили еврейский вопрос). В кон. 19 в. возникает концепция расового неравенства, во Франции проходит "дело Дрейфуса" - еврея, капитана французского генштаба, которого осудили за утечку информации (в конце концов осудили того человека, который указал на Дрейфуса из-за его происхождения), в России с 1881 г. череда кровавых погромов и последний в истории кровавый навет (дело Бейлиса).
И все это видит один австрийский журналист, Теодор Герцль - ассимилированный немецкий еврей, который ничем не отличался от европейцев при этом имел дело с антисемитизмом. Он предлагает решить еврейский вопрос созданием еврейского государства. Он верил, что если евреи переедут в Израиль, то не будет никакого антисемитизма и еврейского вопроса.
Еще до создания Израиля, европейский антисемитизм эволюционирует в расистскую концепцию - где евреи больше не конфессия, а раса (крестись хоть сто раз ты останешься евреем). Чем это закончилось, надеюсь объяснять не надо. Великорусский шовинизм/антисемитизм перекочевал и в советское общество, разве что ненависть была уже на этнической почве вдобавок была запрещена сионистская деятельность и изучения иврита, а также в университеты были процентные нормы (последнее было негласно).
В межвоенную эпоху вспыхивает панарабский и панисламский антисемитизм. Причиной стало то, что в Палестину начало приезжать много евреев и строить поселения. Арабы воспринимали сионистов, как колонизаторов и устраивали погромы. Хевронский погром 1929 г. является условной точкой отсчета начала арабо-израильского конфликта, который длиться до сих пор.
Появление Израиля в 1948 г. не уничтожило антисемитизм. Еврейское государство с первого дня оказалось в состоянии войны. Как мы видим мечта Герцля не сбылась (в своих трудах он утверждал, что Израилю армия вообще не пригодится), однако Израиль как государство смогло изменить отношение к евреям, исключив 2000-летнее презренное отношение. Евреев во всем мире начали уважать после Шестидневной войны (Израиль тогда за 6 дней увеличился в 2,5 раза). Разумеется и после этой войны антисемитизм не пропал, появился еще и антисионизм, культивируемый и палестинскими террористами (захват в заложники израильскую олимпийскую сборную в 1972 г., угон самолета с израильтянами в 1974 г., инициатива ГА ООН 1974 г. о приравнении сионизма к расизму). Наконец, все терракты, направленные против израильтян имеют националистический корень. Причем погромы и терракты могут быть и вне Израиля, сейчас опасно быть евреем во Франции (убийство школьников в Марселе, терракт в кошерном супермаркете в Париже).
Исчезнет ли когда-нибудь антисемитизм? Наверно вместе с еврейским народом. А может ли народ исчезнуть с 3500-летней историей выживания?
Все не так однозначно..
Ксенофобия — нормально? :)
Какая дичь...