Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Откуда взялись правила этикета?

ОбществоИстория+5
Анна Гоева
  ·   · 12,7 K
Профессор факультета социальных наук МВШСЭН  · 9 окт 2015

На выбор: а) демократия; б) абсолютизм; в) ритуал; г) игра; д) повседневность. Таковы пять социологических ответов на вопрос «Откуда взялись правила этикета?». Социологов, при этом никогда не смущал тот факт, что эти пять объяснений исключают друг друга – их куда больше интересовала внутренняя логика своих объяснительных моделей.

В 1946 году вышла замечательная книга Артура Шлезингера (чуть больше историка, чем социолога) «Учиться вести себя: историческое исследование американских книг о правилах этикета» (amazon.com). Шлезингер пришел к выводу, что одержимость этикетом – признак именно демократических обществ. Демократия порождает «конфликт между реалиями классовой структуры и идеалом равенства». Стремительно разбогатевшие предприимчивые иммигранты, гангстеры и золотоискатели должны быстро осваивать новые правила поведения (что, на практике, удается только их детям). Этикет – жизненная необходимость в обществах, где лифты вертикальной мобильности ходят на повышенных скоростях. Романы Джека Лондона, рассказы О’Генри и американская библия этикета от Эмили Пост (bookz.ru) позволят убедиться в правоте Шлезингера. Но только на американском материале и только для определенной эпохи. Потому что свой аргумент Шлезингер, по большому счету, украл.

Незадолго до исследования Шлезингера была опубликована фундаментальная работа Норберта Элиаса – одного из создателей исторической социологии – «О процессе цивилизации» (twirpx.com). Хотя опубликована она была на семь лет раньше книжки Шлезингера, успех к ней пришел сильно позже (так что, может быть, Шлезингер и не виноват в подражательстве). Элиас показал: эволюция правил этикета – лучший индикатор изменения социальной структуры европейских обществ от Средневековья до Абсолютизма. Если раньше дворянину, чтобы доказать свою доблесть, требовалось показать себя на поле боя, то теперь от него понадобились компетенции совсем иного рода: пользоваться столовыми приборами, вежливо кланяться, танцевать, демонстрировать понимание и уважение. (Классический пример нарушения правил этикета мы найдем в «Крестном отце»: «…ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения, не предлагаешь мне дружбу, даже не называешь меня "крестным" вместо этого ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня убивать за деньги».) По мере усложнения социальной структуры усложняются правила «ведения себя»: столовый нож вытесняет меч, умение сделать сложный пируэт на балу становится важнее умения соскакивать с раненого коня.

Заметьте: объяснения Шлезингера и Элиаса прямо противоположны (все же либо демократия, либо абсолютизм), но укладываются в одну формулу: изменилась социальная структура – изменились правила «должного поведения». Иными словами, этикет – всегда зависимая переменная. Теперь давайте поставим на место социальной структуры религиозный ритуал. Этикет – результат секуляризации, светский обряд. Вместо принесения жертв мы пожимаем руки и снимаем шляпу в помещении. Секулярное общество должно научиться поддерживать солидарность даже в отсутствие общих верований. Распад единого пространства веры знаменует собой унификацию правил поведения в обществе. Такой ответ даст нам французская социологическая традиция (сильно зависимая от социальной антропологии). Четвертый ответ, принадлежащий Й. Хезинге, на место «ритуала» поставит «игру» как универсальный человеческий феномен (пожалуй, это самое неисторическое объяснение происхождения этикета за всю историю социальных наук).

Но микросоциологи не верят ни в одно из четырех традиционных объяснений. Мы не хотим топить этикет ни в истории, ни в социальной структуре, ни в верованиях, ни в антропологических универсалиях. Этикет самодостаточен. Этикетное следует объяснять этикетным, не сводя его ни к каким внешним сущностям. А потому главное предназначение этикета – установление минимальной степени доверия в коммуникации. (Гарольд Гарфинкель связывает ее с «воспринимаемой нормальностью» повседневных ситуаций). Просто проследите за своим днем – как вы здороваетесь с другими, как придерживаете дверь, уступаете ли место в метро, как обращаетесь к продавцу в магазине. Составьте каталог таких действий и типологию ситуаций, в которых вы их совершаете. А на следующий день – каталог намеренных нарушений этикета (громко высморкаться в присутствии друзей, выругаться трехэтажным матом в курилке, бросить бычок на улице, когда никто не видит).

После этого можно прочитать статью Гарфинкеля о «конститутивных правилах повседневной жизни» (intelros.ru) и на время забыть Шлезингера, Элиаса, Дюркгейма и Хейзингу.

Обитаю на Территории здравого смысла. Занимаюсь...  · 17 июл 2021  ·
csterritory
Правила со временем меняются и уже не имеет смысла искать корни этого явления. А потому вопрос "откуда" не столь важен, как вопрос "зачем".  Хотел бы отметить, что сам термин "правила этикета" стоит рассматривать шире, чем это... Читать далее
Заходите на Территорию здравого смысла. Статьи, размышления, комментарии.Перейти на zen.yandex.ru/csterritory
Хотелось бы добавить, что в каждой стране свои собственные правила этикета. То, что может показаться грубым в... Читать дальше
Специалист по этикету, веду блог. Интернет-маркет...  · 5 июл 2021  · etiketdyak.taplink.ws
В той или иной форме они существовали с древних времен. В каждой культуре существовали и существуют свои традиции, нормы поведения и ритуалы. У любого народа, племени, у любой малой группы есть свои "хорошо и плохо". Автором... Читать далее
С уважением, Анна Дыяк, эксперт по этикету без гламура.Перейти на zen.yandex.ru/etiketdyak
Религиовед, преподаватель. Темы: религиоведение...  · 6 окт 2021
Я не психолог, но на мой взгляд, мораль, правила этикета, наука, право и т. д. являются формами культуры, которые выраженны внутривидовой солидарностью людей, как регулятив человеческих поступков и общества в целом, которому... Читать далее
Историк по образованию. Род деятельности -...  · 17 июл 2021
Есть несколько объяснений происхождения этого типа социальных норм. Самое простое объяснение состоит в том, что нормы этикета возникли, как дальнейшее развитие элементарных правил гигиены и как способ упорядочивания общения... Читать далее
Жизнь может научить всему, главное захотеть...  · 17 июл 2021
Ниже написано, что правила этикета нужны для кого-то и зачем-то… Это если имеется в виду социум, то есть искусственно созданное нечто, имеющее управление и личные, корыстных цели. Если же брать изначально, то как таковые... Читать далее
Выгнали с позором из "Института благородных...  · 23 апр 2017
Давайте рассуждать логически: давным-давно люди жили небольшими бродячими племенами. Чужаков считали опасными недолюдьми, встречь с которыми нужно либо избегать, либо наоборот - нападать, убивать и грабить. Постепенно племен... Читать далее