Итак, я переформулировал свои мысли из вопроса о бремени доказательства, чтобы они были более строгими.
По настоящему ищущий истину человек - не пытается скинуть бремя доказывания на кого-нибудь другого. Перенос юридических способов на это бремя сместить приводит к тому, что люди находят удобный способ оставаться в тех убеждениях, которые их устраивают. Атеиста устраивает атеизм, вот и бремя доказательства он скидывает на утверждающих, ссылаясь на чайник Рассела...
Так вот, ошибка в логике Рассела состоит в том, что на самом деле никого не интересует - если ли там чайник! Это ничего не поменяет в нашей жизни. Но вопрос истинности своих убеждений совсем иной. Нормального человека это всё-таки интересует, правда ли то, что он принял, или нет. Истина ли атеизм, или он - чудовищная ложь?
И тут оказывается, что идея как-бы скинуть бремя на кого-нибудь другого - доводится до абсурда. Атеист, говоря: "бремя доказательства на утверждающем", по сути исповедует полное отсутствие интереса к такому вопросу как: "соответствует ли атеизм истине, или нет?". Атеист не должен никому ничего доказывать, он вообще не должен думать о том, истина ли атеизм или ложь... Он не должен подвергать свои убеждения доказательству или сомнению... Полный отказ сомневаться в самом себе. Поводом также может быть и лень, мол "мои убеждения слишком сложно доказать, а значит ничего я и не должен доказывать". А что, удобно. Стал атеистом, доказать слишком сложно - вот и не надо доказывать. Прошу прощения, но вы никогда не думали о том, что доказывать надо не только другим, но и самим себе?
А у атеиста мозг не должен лишний раз напрягаться... Это так приятно, посылать всех за доказательствами и не доказывать ничего никому, ни другим, ни себе... Пусть другие думают, это им должно быть интересно, истина ли их убеждения или нет, а мне не интересно, неопределённость меня полностью устраивает...
Если человек действительно хочет знать, если ему не по барабану вопрос: "нет ли Бога или богов?" - то тогда он добровольно возьмёт на себя бремя доказательства самому себе - и начнёт таки думать.
П. С. Но если атеисту не интересно, является ли атеизм истиной, то будет ли справедливым требовать от Бога проявление какого-то интереса к судьбе этого равнодушного атеиста? Равнодушие к истине может быть наказуемо.
Обычный дисклеймер: все атеисты разные, единой атеистической доктрины нет и не будет, многие атеисты не сомневаются в себе вообще никогда, как и верующие, впрочем. Теперь пошло мнение.
Вообще-то, смысл скепсиса в том, чтобы в итоге занять какую-то позицию. Оставляя возможность изменить её при появлении новых данных - но занять. Предполагать, что человек должен каждый день в перманентном режиме снова и снова подвергать сомнению все свои убеждения, для большинства из которых никакой новой информации не поступает, довольно странно. Допустим, я хочу понять, работает ли астрология. Я знаю, что есть как минимум две явно разные позиции по этому вопросу. Некоторое время я слушаю/читаю дискуссии, желательно хотя бы полупрофи в этом деле, анализирую аргументы, смотрю, кто из них убедительнее. А потом - внимание! - прихожу к какому-то выводу и считаю вопрос временно закрытым! А не начинаю каждое своё утро с экзистенциального кризиса, столь типичного для скорпионов.
"Бремя доказательства на утверждающем" - это не то же самое, что "я не интересуюсь этими доказательствами". Лично я интересуюсь. Нет, мне не всё равно, есть ли боги. Но предоставляемые доказательства недостаточны, а значит, гипотеза бога не принимается. Во всяком случае, пока. От сомнений меня никто не освобождал. Они у меня были, я их разрешила и не вижу смысла решать ту же задачу по новой.
Хороший ответ,но вы забыли добавить средневековую Инквизицию...и кстати,слово"Бог"все же пишется с большой буквы...
И вы Правы..."Равнодушие к Истине не останется безнаказанным"...именно поэтому люди болеют,стареют и умирают,так и не Познав Истины...хотя,как писал Апостол Павел-Истина недалеко от каждого из вас...
Вроде бы все стареют, болеют и умирают и даже самые праведные. Видимо до истины вообще никто не добрался