Итак, я переформулировал свои мысли из вопроса о бремени доказательства, чтобы они были более строгими.
По настоящему ищущий истину человек - не пытается скинуть бремя доказывания на кого-нибудь другого. Перенос юридических способов на это бремя сместить приводит к тому, что люди находят удобный способ оставаться в тех убеждениях, которые их устраивают. Атеиста устраивает атеизм, вот и бремя доказательства он скидывает на утверждающих, ссылаясь на чайник Рассела...
Так вот, ошибка в логике Рассела состоит в том, что на самом деле никого не интересует - если ли там чайник! Это ничего не поменяет в нашей жизни. Но вопрос истинности своих убеждений совсем иной. Нормального человека это всё-таки интересует, правда ли то, что он принял, или нет. Истина ли атеизм, или он - чудовищная ложь?
И тут оказывается, что идея как-бы скинуть бремя на кого-нибудь другого - доводится до абсурда. Атеист, говоря: "бремя доказательства на утверждающем", по сути исповедует полное отсутствие интереса к такому вопросу как: "соответствует ли атеизм истине, или нет?". Атеист не должен никому ничего доказывать, он вообще не должен думать о том, истина ли атеизм или ложь... Он не должен подвергать свои убеждения доказательству или сомнению... Полный отказ сомневаться в самом себе. Поводом также может быть и лень, мол "мои убеждения слишком сложно доказать, а значит ничего я и не должен доказывать". А что, удобно. Стал атеистом, доказать слишком сложно - вот и не надо доказывать. Прошу прощения, но вы никогда не думали о том, что доказывать надо не только другим, но и самим себе?
А у атеиста мозг не должен лишний раз напрягаться... Это так приятно, посылать всех за доказательствами и не доказывать ничего никому, ни другим, ни себе... Пусть другие думают, это им должно быть интересно, истина ли их убеждения или нет, а мне не интересно, неопределённость меня полностью устраивает...
Если человек действительно хочет знать, если ему не по барабану вопрос: "нет ли Бога или богов?" - то тогда он добровольно возьмёт на себя бремя доказательства самому себе - и начнёт таки думать.
П. С. Но если атеисту не интересно, является ли атеизм истиной, то будет ли справедливым требовать от Бога проявление какого-то интереса к судьбе этого равнодушного атеиста? Равнодушие к истине может быть наказуемо.
Доказательство истинности атеизма – можно рассматривать, по сути, как доказательство отсутствия Бога в качестве действительно (а не в субъективной реальности) существующего объекта/субъекта. Доказательство отсутствия чего-либо реализуется через поиск присутствия (так, например, в медицине доказывается отсутствие определённых антител в крови пациента, или в физике так доказывается отсутствие гипотетических элементарных частиц). При этом для поиска присутствия чего-либо (поиска присутствия Бога, в данном случае) необходимо чётко сформулировать критерии существования объекта/субъекта (которые мы и будем искать в реальности), отличающиеся от критериев его несуществования, чётко ограничить сферу поиска, договориться о валидных объективных (независимых от субъективных предубеждений) инструментах поиска. Но тогда сами верующие могли бы поискать Бога, найти и, тем самым, доказать (атеистам), что Бог есть.
Если же в рамках религиозной концепции существующий вне каких-либо границ поиска непостижимый сверхлогичный трансцендентный Бог не имеет когнитивно осмысленных критериев существования (как и иных логически непротиворечивых качеств), то со стороны верующих просто некорректно требовать доказательств (истинности атеизма) от своих оппонентов. Ибо само понятие "доказательство" предполагает выход из системы абсурда в такую интеллектуальную область, в которой в принципе возможны логические операции, т.е. хотя бы имеются однозначные и корректные (не включающие в себя противоположности) определения понятий. Но пока теология (дабы сделать религиозные идеи неопровержимыми) оперирует абсурдом (где, например, любовь /Бога/ может выражаться и в форме организации тотального геноцида и вечных адских мук для любимых, а молчание /Бога/ принимается за форму Его ответа на призыв) – невозможно доказывать верующим истинность атеизма, опровергая (посредством логического аппарата) теологические утверждения, ибо это, скорее всего, не утверждения вовсе (http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1377). В такой ситуации атеизм действительно рационально обоснованная позиция (по дефолту) не требующая доказательств. И дело не в том, что "атеизм освобождает человека от необходимости сомневаться в себе", а в том, что логико-рациональный подход к религиозным высказываниям заставляет атеиста (или агностика) сомневаться в их когнитивной осмысленности (в том, что это действительно утверждения, т.е. высказывания, позволяющие оперировать логикой). Таким образом, бездоказательные высказывания, которые исключают логические операции над собой, отбрасываются без доказательств неистинности (или истинности) этих высказываний, в силу невозможности сих доказательств. Вопрос в том, почему большинство людей кладёт религиозный абсурд в фундамент своего мировоззрения? Ответ теологов (тех, кто поумнее) прост: религиозный язык, как и теологическая концепция в целом, обретает смысл только в сочетании с индивидуальным мистическим опытом богообщения. Тогда у рассуждений верующих просто нет точек соприкосновения с рассуждениями атеистов.
Хороший ответ,но вы забыли добавить средневековую Инквизицию...и кстати,слово"Бог"все же пишется с большой буквы...
И вы Правы..."Равнодушие к Истине не останется безнаказанным"...именно поэтому люди болеют,стареют и умирают,так и не Познав Истины...хотя,как писал Апостол Павел-Истина недалеко от каждого из вас...
Вроде бы все стареют, болеют и умирают и даже самые праведные. Видимо до истины вообще никто не добрался