Последние два года езжу на работу на велосипеде.
Что касается скорости: сначала ездил 17 км. до офиса. В этом случае получается по времени сравнимо с метро (от 55 мин до 1:20). Сейчас езжу 8 км поперек линий метро, где автобусы всегда стоят в пробке, потому велосипед вне конкуренции. На дорогу сейчас уходит 37-42 минуты от двери до двери с учетом отстегивания, спуска и парковки. Однако, есть в Москве маршруты, где явно метро быстрее. Если хочется посчитать свой маршрут, можно исходить из 12 км/ч — приехать сухим, 17 км/ч и выше — приехать мокрым. Неподготовленному велосипедисту час держать темп, чтобы по городу средняя скорость была выше 17 км/ч будет достаточно сложно. Т. к. сюда включены светофоры, подъемы в горку и т. д. Т. е. на самом деле держать в движении надо 25 км/ч.
Внешний вид: 17 км за час — это достаточно трудоемко. На первом месте работы мне был доступен душ, потому я раз в неделю привозил на руле себе 5 рубах, и спокойно переодевался чистый и свежий. Сейчас 8 км, и нет душа. Я езжу со скоростью 12-14 км в час, что позволяет приезжать на работу сухим.
Особенности железок: определенно, город Москва пока не оснащен достаточной велоинфраструктурой, потому на жесткой вилке и шоссейных колесах, мне сдается, ездить сложнее и опаснее (ибо по проезжей части). Я езжу на горном велосипеде по тротуарам и дворами. В то время, как на шоссейнике прыгать через бордюры получится не долго, горный для этого и предназначен. И колеса толще и тормоза дисковые, не страдают от кривых ободов. Большинство современных велосипедов не оснащены крыльями, потому для каждодневной езды в городской одежде не приспособлены совершенно. Увы. Или с нормальными крыльями и на ободных тормозах, что, в условиях отсутствия велодорожек и прыжков по бордюрам, вынуждает страдать перфекционистам типа меня, ибо трет тормоз о кривой обод. Плюс, зимой ободные тормоза постоянно мокрые. Или дисковые тормоза, и прилаживайте крылья как хотите к вашему горному велосипеду. Не на все горные встают полноразмерные крылья для городских рам, а крылья для горных велосипедов не дают достаточной защиты, чтобы приехать чистым после дождя. Так же стоит учитывать при покупке, что ширина подавляющего большинства полноразмерных крыльев расчитана на колеса не толще 2 (Как правило существенно тоньше). Обычный горный велосипед имеет 2.1-2.3 в базовой комплектации. Зимняя резина нужна так же близкой к 2. В общем, я пока не нашел в продаже велосипед с дисковыми тормозами, мягкой вилкой и хорошими крыльями. Что-то одно всегда отсутствует.
Одежда: Летом все просто. Хорошая футболка из современного материала. ХБ не подойдет т. к. впитывает влагу и после этого выглядит непривлекательно. Да, и пахнуть вы будете уже на обратном пути, не говоря о возможности проехать в одной одежде 2 или 3 дня. Желательно ярких цветов. Зимой город очень грязный, потому велосипедисты, как правило, выглядят достаточно непривлекательно. Для работы в офис зимой я поверх джинс надеваю еще одни мембранные штаны (2500-3500 р. в Сплаве), на ботинки чехлы (есть такие). На работе снимаю штаны, переодеваю обувь. В морозы надеваю две флиски (полартек 300) и термобелье. Но большую часть зимы езжу в одной флиске. Важна мембранная куртка, у нее должен быть капюшон, который вращается вместе с головой, мембрана, чтоб не потеть, длинные рукава, чтоб накрывать ладонь (иначе мерзнет), открывающиеся подмышки, яркий цвет. Так же в мороз у некоторых мерзнет попа. Проблема решается не слишком элегантно, но решается (к мембранным штанам может крепиться внутри тонкая пенка, к примеру). На самом деле на велосипеде замерзнуть достаточно сложно. Замерз? Крути быстрее. Главное не вспотеть, или правильно подбирать слои, чтоб отводился пот.
"Невнимательные пешеходы" встречаются крайне редко, учитывая, что я на тротуаре гость, а они хозяева. Я просто являюсь внимательным велосипедистом и объезжаю их не причиняя беспокойства.
Ответ таков: да, можно! Но в шлеме. И с респиратором — если в час пик. Что касается недоступности и неоднородности среды, если надо, можно! И если хочется — можно.