Здравствуйте, Мэри. Христос воскресе!
В Вашем вопросе есть три разные вещи: выгода, приятность, избавление от мук совести.
Можно сказать, выгода - это самое широкое понятие. Скажем так, выгода, польза - это положительное число, а вред - отрицательное число. Потеря положительного - что-то отрицательное и наоборот.
Приятное - разновидность выгоды в широком смысле, а муги совести - это неприятное, это разновидность вреда.
Вопрос также подразумевает укор человеку, что он ничего не делает просто так, а лишь с выгодой для себя. Здесь надо различать качество выгоды.
Я так думаю, выгода не есть нравственное зло сама по себе. А вот вред другому человеку, который требуется принести для достижения этой выгоды бывает (и то не всегда!) нравственно отрицателен.
Если Вас обокрали или оболгали, Вы можете подать в суд. Нельзя сказать, что Вы, как христианка, не имеете права на это. Просто часто бывает лучше, благороднее, полезнее - простить эту обиду и потерпеть ради Господа. Но это как в случае с милостыней. Миловать хорошо, но никого нельзя принудить к этому, каждый должен сам по мере возможностей (а не так: быстро встал, пошел и отдал часть своих денег!) помогать ближнему, понимая, что и он может оказаться в такой ситуации.
Итак, Вас оклеветали, ограбили, Вы подаете в суд, и преступника наказывают, а Ваше имущество и Ваша честь восстанавливаются. Вы получаете пользу и причиняете вред другому человеку. Я не сказал бы, что для Вас это будет грехом. Некоторых надо наказывать, иначе они так и будут гадить всем вокруг. Этот вред, который Вы ему причинили, справедлив и полезен не только для Вас, но и для общества в целом.
А вот если Вы хотите отдохнуть на курорте и грабите зажиточных людей, едете отдыхать на украденные деньги, то это плохо. Но, прежде всего, плохо, не потому что Вам хорошо, а потому что Вы причинили несправедливый вред другому человеку. Если бы Вы свое взяли (например, потребовали отдать долг, когда время уже подошло), то не было бы нравственного зла с Вашей стороны. Снова, если бы Ваш должник был в крайней нужде, то, конечно, лучше бы было подождать. Такая немилость, естественно, греховна перед Богом. Но все же зло не в самой Вашей выгоде, а в том вреде, который ради нее причиняется людям (в том числе Вам самой).
Итак, если выгода предполагает вред другим или даже себе самому, это худо. Если нет вреда, но и польза только Вам одной - это можно иногда (ведь когда Вы идете кушать или спать, Вы не кормите тут же всех нищих вокруг и не даете им ночлег). Но так нельзя постоянно. Надо периодически делать другим добро. То есть важно, чтобы наша выгода была хоть иногда и выгодой других. А это и есть такие случаи приятности по поводу бескорыстной помощи. Нам приятно и другим хорошо.
Если рассматривать христианское учение, то любовь, заповеданная человеку, должна быть альтруистичной. Но, во-первых, нельзя, помогая другим, причинять себе духовный вред. Например, если Вы, помогая мужчинам, постоянно испытываете любовные желания, что греховно, поскольку Вы не их жена, то следует поразмыслить над такой помощью и, может быть, прекратить ее.
С другой стороны, пример любви к другим - любовь к себе. Надо любить ближнего, как самого себя. Если мы о себе думать не научились, как научимся думать о других?
Так что элемент эгоизма всегда есть. Но эгоизм разный бывает. Забота о своей душе не то же, что забота об удовлетворении своих страстей.
Лишь высшим святым удавалось достичь альтруизма почти в целом. А полностью альтруистичен лишь Господь Иисус Христос. Ведь Ему никакой пользы от Креста нет, Он только ради нас это сделал.
Так что, когда мы видим людей, делающих что-то ради духовной радости или во избежание мук совести, духовной печали, мы не должны равнять их с эгоистами, обирающими бедных стариков и старух, строящими замки на чужой крови. Мы должны приветствовать добродетельных, боящихся греха.
Ну и, конечно, надо помнить, что таких "эгоистов", боящихся за свою душу и души близких людей, мало. Большинство ищет материального, да при том ценой жизни, здоровья или благополучия других людей. Вот истинные эгоисты! Вот чего надо беречься, чтобы не оказаться с дьяволом и его клевретами в огненном озере на веки вечные...
Так что будем, как сказал Апостол Павел, всем делать добро, особенно своим по вере. И будем беречься от всякого зла.
Помощи Божьей всем, избегающимм лжи и зла и стремящимся к правде и добру!
Вам и всем читателям - да поможет Господь во всем честном и добром!
Выгода (заинтересованность) может не осознаваться, но у целенаправленных действий она всегда присутствует, иначе они попросту бы не совершались.