Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Люди всегда руководствуются только собственной выгодой? Делают добро, потому что это им приятно? Не делают зла из-за боязни мук совести?

ПсихологияФилософия+2
Анонимный вопрос
  ·   · 5,2 K
Разговор с читателем. Давайте обсудим нашу действи...  · 23 апр 2020

Здравствуйте, Мэри. Христос воскресе!

В Вашем вопросе есть три разные вещи: выгода, приятность, избавление от мук совести.

Можно сказать, выгода - это самое широкое понятие. Скажем так, выгода, польза - это положительное число, а вред - отрицательное число. Потеря положительного - что-то отрицательное и наоборот.

Приятное - разновидность выгоды в широком смысле, а муги совести - это неприятное, это разновидность вреда.

Вопрос также подразумевает укор человеку, что он ничего не делает просто так, а лишь с выгодой для себя. Здесь надо различать качество выгоды.

Я так думаю, выгода не есть нравственное зло сама по себе. А вот вред другому человеку, который требуется принести для достижения этой выгоды бывает (и то не всегда!) нравственно отрицателен.

Если Вас обокрали или оболгали, Вы можете подать в суд. Нельзя сказать, что Вы, как христианка, не имеете права на это. Просто часто бывает лучше, благороднее, полезнее - простить эту обиду и потерпеть ради Господа. Но это как в случае с милостыней. Миловать хорошо, но никого нельзя принудить к этому, каждый должен сам по мере возможностей (а не так: быстро встал, пошел и отдал часть своих денег!) помогать ближнему, понимая, что и он может оказаться в такой ситуации.

Итак, Вас оклеветали, ограбили, Вы подаете в суд, и преступника наказывают, а Ваше имущество и Ваша честь восстанавливаются. Вы получаете пользу и причиняете вред другому человеку. Я не сказал бы, что для Вас это будет грехом. Некоторых надо наказывать, иначе они так и будут гадить всем вокруг. Этот вред, который Вы ему причинили, справедлив и полезен не только для Вас, но и для общества в целом.

А вот если Вы хотите отдохнуть на курорте и грабите зажиточных людей, едете отдыхать на украденные деньги, то это плохо. Но, прежде всего, плохо, не потому что Вам хорошо, а потому что Вы причинили несправедливый вред другому человеку. Если бы Вы свое взяли (например, потребовали отдать долг, когда время уже подошло), то не было бы нравственного зла с Вашей стороны. Снова, если бы Ваш должник был в крайней нужде, то, конечно, лучше бы было подождать. Такая немилость, естественно, греховна перед Богом. Но все же зло не в самой Вашей выгоде, а в том вреде, который ради нее причиняется людям (в том числе Вам самой).

Итак, если выгода предполагает вред другим или даже себе самому, это худо. Если нет вреда, но и польза только Вам одной - это можно иногда (ведь когда Вы идете кушать или спать, Вы не кормите тут же всех нищих вокруг и не даете им ночлег). Но так нельзя постоянно. Надо периодически делать другим добро. То есть важно, чтобы наша выгода была хоть иногда и выгодой других. А это и есть такие случаи приятности по поводу бескорыстной помощи. Нам приятно и другим хорошо.

Если рассматривать христианское учение, то любовь, заповеданная человеку, должна быть альтруистичной. Но, во-первых, нельзя, помогая другим, причинять себе духовный вред. Например, если Вы, помогая мужчинам, постоянно испытываете любовные желания, что греховно, поскольку Вы не их жена, то следует поразмыслить над такой помощью и, может быть, прекратить ее.

С другой стороны, пример любви к другим - любовь к себе. Надо любить ближнего, как самого себя. Если мы о себе думать не научились, как научимся думать о других?

Так что элемент эгоизма всегда есть. Но эгоизм разный бывает. Забота о своей душе не то же, что забота об удовлетворении своих страстей.

Лишь высшим святым удавалось достичь альтруизма почти в целом. А полностью альтруистичен лишь Господь Иисус Христос. Ведь Ему никакой пользы от Креста нет, Он только ради нас это сделал.

Так что, когда мы видим людей, делающих что-то ради духовной радости или во избежание мук совести, духовной печали, мы не должны равнять их с эгоистами, обирающими бедных стариков и старух, строящими замки на чужой крови. Мы должны приветствовать добродетельных, боящихся греха.

Ну и, конечно, надо помнить, что таких "эгоистов", боящихся за свою душу и души близких людей, мало. Большинство ищет материального, да при том ценой жизни, здоровья или благополучия других людей. Вот истинные эгоисты! Вот чего надо беречься, чтобы не оказаться с дьяволом и его клевретами в огненном озере на веки вечные...

Так что будем, как сказал Апостол Павел, всем делать добро, особенно своим по вере. И будем беречься от всякого зла.

Помощи Божьей всем, избегающимм лжи и зла и стремящимся к правде и добру!

Вам и всем читателям - да поможет Господь во всем честном и добром!

@Мэри, спасибо за ответ. На счет невидимости Ваших комментариев в качестве ответов, можно сказать, зто не страшно... Читать дальше
Психолог Онлайн. Коротко о себе: 2 бизнеса, 5...  · 21 апр 2020  ·
alex.eliseev.35
Всё, что делает человек происходит по его собственному желанию. Не всегда это желание осознается, но если подумать, то под всяким действием лежит эмоция, а под каждой эмоцией есть потребность. Предлагаю понаблюдать за собой. Нап... Читать далее
** Стоимость консультации и контакты под этой ссылкой **Перейти на yandex.ru/uslugi/profile/AleksejEliseev-372486
Совершенно согласна с вами. Как же хорошо, что я это понимаю) и чувство у меня было когда я ИСКАЛА ваш... Читать дальше
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-тера...  · 22 апр 2020  ·
id186672748
Думаю, человек всегда делает то, что он хочет больше. Независимо от того, насколько он это осознаёт и признаёт. Здесь разве что оставляет поле для толкований само выражение "к собственной выгоде". 1) "Выгода" совершенно не... Читать далее
Психологическая консультация 6000 р. в час, гештальт-терапия 3500 р. Перейти на vk.com/id186672748
Именно. Согласна. Что человек присваивает себе (своё окружение, группу к которой он принадлежит или ассоциирует... Читать дальше
инженер и философ  · 21 июн 2021
Часто, но нет, не всегда. Это зависит от качества человека. Раньше (возможно и сейчас) людей определяли по качеству - нелюдь, людь, житель, человек и т.д. То, о чем вы спрашиваете, соответствует людям высших каст - тем, кто руко... Читать далее
my existence  · 21 апр 2020

Выгода (заинтересованность) может не осознаваться, но у целенаправленных действий она всегда присутствует, иначе они попросту бы не совершались.

Косплею голос разума. Больше всего интересуюсь...  · 17 мар 2021
И да, и нет. Люди в таких ситуациях больше думают о последствиях для других людей, чем о своих будущих эмоциях (или вообще только о последствиях). Но их заставляют действовать именно эмоции: желание, чтобы другому человеку было... Читать далее
Заходим и слушаем: https://soundcloud.com/soulbrin...  · 21 апр 2020
Не обязательно. Можно например, помочь кому-то потому что тебе это нифига не будет стоить, а человеку будет польза. Например, вызвать скорую каком-то больному на улице или перевести бабку через дорогу. И много других дел, от... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
В притче про Самарянина не сказано, что самарянин не из своей выгоды спас другого. С чего вы взяли, что его чувство жалости не гложило и он не хотел утолить его? Это ли не выгода? Он был крайне эмпатичен. Он мог почувствовать... Читать далее
Первый
В притче не сказано, что самарянин не из своей выгоды спас другого. С чего вы взяли, что его чувство жалости не гложило и он не хотел утолить его? Это ли не выгода? Он был крайне эмпатичен. Он мог почувствовать боль этого... Читать далее
На Ваши вопросы хорошо отвечает "Притча о добром самаритянине". Если ещё учесть то, что до него по дороге мимо раненого прошли двое, которые по долгу службы были обязаны помогать людям. Но поспешили пройти мимо. То понятно, что... Читать далее