Как попало деформация искажает людей. Может разбить, смять, размазать, исказить, уронить, возвысить, уничтожить и так далее.
Никто не видит людей «такими, какие они есть», так как люди многогранны, многоаспектны, текучи, переменчивы.
В одних обстоятельствах ведут себя (мысля, видят, чувствуют) так-то, в других — по-другому. Вопрос безответный. Разные люди, разные обстоятельства, разные деформации.
На примере юриста: не каждый юрист видит человека в его подлости. Не встречала еще не одного юриста, который деформировался именно по этому сценарию. Встречался юрист, который видел людей жалкими и жадными. Встречался юрист, который видел людей чистыми и честными, нуждающимися в защите и восстановлении чести / справедливости. Встречался юрист, который не видел людей, а лишь дела / факты / аргументы. Встречался юрист, который видел лишь собственное величие в разрешении трудных дел. Юристы — тоже люди. Они видят то, что видится им через систему ценностей / жизненный опыт / призму восприятия / обстоятельства / диагноз.
Полагаю, что для составления «полного списка» деформаций надо взять справочник психических дисфункций (которых тысячи) и рассмотреть каждую в контексте профдеформации.
Как деформируется психолог? По-разному. Исчерпывающей классификации не существует, так как на каждый тип / вид психолога может быть истрачен семестр по изучению возможных профдеформаций. От выгорания до психотических манифестов, от утраты веры в себя до утраты веры в профессию или науку вообще.
✔️ Пример. Экстремальные психологи работали с людьми, пережившими теракт в Бесланской школе. Кто-то сработал «на славу». Кто-то «словил травму». Один из психологов после работы с теми, кто был участником / свидетелем взрывов, так идентифицировался с событиями, участником которых не был, что начал пугаться любого громкого / резкого звука. Кто-то хлопнул дверью, психолог ныряет под стол, как при взрыве. Хотя сам взрывов не слышал. Что с ним было дальше — не знаю. Может быть, стал тревожным. Может быть, стал верить в теории заговоров и видеть везде террористов. Может еще что с ним случилось.
Как он видит людей: может быть, жестокими, злыми. Может быть, напуганными, несчастными.
✔️ Пример. Семейный психолог с многолетним стажем присвоил себе единственно правильную картину мира о том, какой должна быть настоящая полноценная семья, какими должны быть истинные взаимоотношения и правильные стили воспитания для детей независимо от пола, возраста, порядкового номера детей, вероисповедания, мировоззрения родителей. Ходит и всем навязывает непрошенные советы. Пытается воспитывать людей и их детей без запроса.
Как он видит людей: может быть, правильными, праведными или нуждающимися в поводыре. Может быть, неисправимыми, невоспитанными.
✔️ Пример. Психолог, который «проворонил» суицидента, чей клиент свел счеты с жизнью, может «утонуть в чувстве вины» и перенести вину во внешний мир за пределы профессии. Может начать загонять близких тревогой, заботой, навязывать лечение. Или, наоборот, уйти из семьи, так как считает себя опасным.
Как он видит людей: может быть, запутавшимися, несчастными, виноватыми. Может быть, все люди в его картине мира испытывают невыносимую боль, чувство безысходности.
В общем и целом, на мой взгляд, у психологов при бесчисленном разнообразии деформаций могут встречаться такие крайности (не утверждаю, а предполагаю):
- психолог перестает видеть дефекты, начинает идеализировать людей, которые со всем справятся, всё преодолеют,
- психолог перестаёт видеть людей, начинает видеть лишь дефекты, начинает работать изолированно с каждым отдельным «косяком» в не контекста личности,
- психолог осознаёт, что он — единственный, кто знает и понимает людей / жизнь, начинает позиционировать себя как единственного правильного представителя профессии на фоне прочих шарлатанов,
- психолог понимает, что психология — чушь собачья, всё не работает, никто никому не может помочь,
- психолог осознаёт себя шарлатаном, самозванцем в профессии, который ничего не понимает и ни в чем не разбирается, занимает чужое место рядом с настоящими профессионалами.
В зависимости от школы / модели / подхода списки дезадаптаций могут меняться.
Например, если в качестве модели взять теорию личности Б. Ломова, тогда дезадаптации можно разбить на:
- поведенческие,
- познавательные,
- аффективные.
Если очень грубо, то дезадаптивный специалист начинает видеть людей (только что придумала):
☑️ ленивыми тунеядцами / гиперактивными трудоголиками / неправильно действующими,
☑️ глупыми / скудоумными / наивными / умными / зазнайками, инакомыслящими / неверномыслящими,
☑️ гиперэмоциональными / гипоэмоциональными / безэмоциональными / эмоциональными неадекватно.
Существует масса классификация деструкций и деформаций. Нашла чужую классификацию:
Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств:
- авторитарность (в основе чего лежит психологическая защита в виде рационализации, а также завышенная самооценка психолога и схематизация типов клиентов, «все глупы, безответственны и нуждаются в контроле»);
- демонстративность (психолог имеет множество возможностей для самокрасования и самоутверждения за счет клиентов, «все хотят ловить каждоё моё слово и записывать как инструкцию к жизни», «все хотят наслаждаться моим обществом и вниманием»);
- дидактичность (в основе — стереотипы профессионального мышления и речевые шаблоны, «никого нет, важно лишь донесение правильных данных, важна лишь информация»);
- доминантность (в основе - неспособность к эмпатии, а иногда — обычный страх перед клиентами, «все должны подчиняться»);
- психологическая индифферентность (профессиональное равнодушие, «плевать я хотел на них»);
- психологический консерватизм (в основе — стереотипия мышления, неспособность меняться, допускать идею нового, «люди не меняются»);
- психологическая агрессия (стремление к защите от возможной / маскированной / явной агрессии самих клиентов, «я им покажу!», «сидеть, бояться!»);
- психологическая экспансия (перегруженность работой и стремление передать свою «самоотверженность» в работе с клиентами, «я решу их проблемы вместо них», «я сам выберу для них цели развития», «я сам сформулирую их проблемы и запросы»);
- психологическое лицемерие (когда приходится говорить вещи, в которые психолог уже сам давно не верит, «я просто повторяю то, что написано в учебнике»).
Тенденции развития профессиональных деструкций (А. К. Маркова, фрагмент):
- Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.
- Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии).
- Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.
- Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.
- Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).
Примеры профессиональных дезадаптаций в зависимости от стадии профессионализации (А. К. Маркова, фрагмент):
- Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Другими словами, «выбрал не ту профессию» или «были неправильные представления о профессии».
- Кризис социально-профессиональной самоактуализации, то есть не смог «выстрелить в профессии», «занять достойное место».
- Кризис угасания профессиональной деятельности, то есть «исчерпал профессию», «исчерпался в профессии».
А.К. Маркова выделила следующие последствия профессиональных деформаций:
☑️ отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);
☑️ несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.;
☑️ упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом;
☑️ ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;
☑️ рассогласованность отдельных звеньев профессионального
развития;
☑️ ослабление профессиональных данных;
☑️ утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом;
☑️ отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.);
☑️ прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.
Книги
Зеера Э.Ф. по психологии профразвития и другие.