Итак, что важнее в преподавании - знание методики или знание предмета. Ответ на этот вопрос, возможно, будет неоднозначен в зависимости от того, кто и кого учит иностранному языку. Я являюсь специалистом по обучению детей английскому языку, поэтому, буду говорить об этом. Мой вывод таков:
При обучении детей необходимо учитывать психологию, педагогику, методику и только потом сам предмет.
Видите, как много нам надо знать, чтобы грамотно подойти к этому вопросу. Всего не охватишь, но главное – мы знаем, с чего начать и чего нельзя упустить.
Итак – психология. Здесь необходимо обратить внимание на несколько аспектов.
Ребёнок в этом возрасте со значительно большим желанием будет делать то, что ему интересно, что делать комфортно.
А это значит, что ребёнку необходимо создать наиболее комфортные условия для занятий. Прежде всего – это его рабочее место. Каким оно должно быть?
Четыре точки опоры. И не меньше. Иначе – рассеивается внимание и теряется контроль над процессом. Уверяю вас, это очень важный момент, именно с него надо начинать.
Свет. Общий плюс местный – для правшей слева, для левшей – справа. И никак иначе.
Далее – представьте ситуацию: ребёнок набедокурил, совершил что-то нехорошее, вы его хорошенько отругали, затем посадили за стол обедать. Ребёнок ест сквозь слёзы, давится.
Как вы думаете, еда ему на пользу? Конечно, нет. А вот язва желудка такому ребёнку грозит. Мы что, хотим, чтобы наши дети были больными? Конечно, нет. Отругать, а, может быть, и наказать ребёнка может и надо, но стоит подумать, когда это сделать.
Я говорю об этом потому, что самому не раз приходилось видеть, приходя к своим ученикам на занятия, как они, глотая слезы, сидят и не могут выговорить ни слова. Их только что за что-то наказали. Какая польза от таких занятий? Никакой. А если это ребёнок переходного возраста, то такая ситуация вообще отбрасывает нас далеко назад в наших желаниях его чему-либо научить.
Ещё один интересный момент. Некоторые методисты рассказывают, что на своих занятиях иностранного языка используют музыку для повышения восприимчивости и внимания.
Я заинтересовался этим, стал искать материалы по этой теме и нашёл в очень известном и очень компетентном медицинском издании большую серьёзную работу под названием «Моцартотерапия». Оказывается, музыка Моцарта оказывает благотворное влияние на психическое и нервное состояние человека и действительно, повышает восприимчивость к познанию.
Выяснилось, также, что наибольшее влияние на эти процессы оказывает его 18 фортепианный концерт, а точнее его медленная часть – анданте.
Я решил в своей практике использовать этот феномен, объехал все музыкальные магазины, облазил весь интернет, но именно этого произведения нигде не нашёл. Тогда я поехал в Австрию, в Зальцбург – на родину композитора и там смог купить замечательный диск с записью 18 концерта в исполнении блистательного лондонского оркестра. И с этого времени я часто перед занятиями на несколько минут включаю эту божественную музыку.
Как видите, ничего нового я вам не сообщил, это далеко не все проблемы, вы это всё хорошо знаете, но давайте честно признаемся сами себе, всё ли мы делаем так, как знаем, так, как надо.
Эти маленькие, казалось, проблемки, как тоненькие ниточки, сплетаясь вместе превращаются в толстый канат, который связывает нашего ученика по рукам и ногам и не оставляет ему шансов на высокий результат.
Что нам поможет в этой непростой ситуации?
Ответ один - Организованность.
Мы должны учесть все эти нюансы и выполнить все рекомендации, о которых знаем, но почему-то забываем. Это наши дети, мы их родители, других родителей у них нет.
Мы с вами разобрали проблемы, связанные с обучением детей вообще, без учёта того, что дети учатся в школе и кроме иностранного языка изучают иные предметы.
Но тут нас подстерегает ещё одна проблема. Как раз этим и отличаются учащиеся школьники от работающих взрослых. Усвоение новой, необходимой для долговременного запоминания информации зависит не только от правильно выбранной методики, но и от количества времени, потраченного на это. И это время школьник вынужден распределять между всеми изучаемыми предметами.
Приведу пример: Известный методист Николай Замяткин предлагает методику изучения иностранного языка, при которой учащийся уже через год выходит на уровень студента третьего курса ин-яза. Прекрасно! Но программа предполагает 1000 часов занятий, то есть 3 часа в день ежедневно целый год. При этом настоятельно не рекомендуется читать на русском языке, смотреть телевидение на русском языке, максимально ограничить общение на русском языке.
Практически те же требования мы видим при обучении по методу Китайгородской, Шехтера, да и многих других. Это интенсивные методы, и они действительно наиболее эффективны и оправданы.
Теперь спросим себя, может ли школьник изучать иностранный язык такими методами?
Ответ — теоретически да. Ибо ему приходится ежедневно учиться в школе 5 часов и дома 2 — 3 часа. То есть, школьник физически и морально способен получать и закреплять новую информацию столь долго и интенсивно.
Но вспомним, что он получает информацию по различным предметам, причём на русском языке. Он распределяет своё учебное время на несколько дисциплин. И чем старше он становится, тем на большее количество дисциплин ему приходится распределять это самое учебное время. Ему приходится много читать и писать по-русски, он много общается на родном языке. Добавим к этому, что по большей части школьник не мотивирован по нескольку часов сидеть над иностранным языком. Отсюда вывод — интенсивные, а значит наиболее эффективные методики для школьников неприемлемы. Это хорошо понимают организаторы интенсивных курсов, поэтому, как правило, на такие курсы школьников не допускают.
А вот, если школьники всё-таки попадают на эти курсы, то нередко у них происходят нервные срывы, они прекращают занятия и уходят с курсов.
Следующая проблема уже относится к выбору методики, хотя тоже носит психологический характер.
Дело в том, что ребёнок в этом возрасте с большим желанием будет делать то, что у него хорошо получается и находить повод и причину не делать то, что получается плохо. То есть, единственным побудительным мотивом у него является ситуация успеха.
Отсюда простой вывод – нам не нужны учебники, где нет подробных, не допускающих двоякого и троякого толкования объяснений. Где нет примеров и упражнений. Где всё запутано так, что без ин-яза за плечами не разобрать. Где нет опоры.
А это уже не ниточка – это верёвка, которая или вытащит нашего ученика в отличники, или ещё больше свяжет его. Всё зависит от выбора этой самой методики.
Создание такой методики вещь непростая, особенно, если она предназначена не только для высокопрофессиональных педагогов, но и для родителей, желающих обучить своих детей иностранному языку. Необходимо идти на компромисс. С одной стороны, процесс обучения должен быть достаточно интенсивным, с другой стороны — не утомительным, ибо мы имеем дело с детьми, которые болеют чаще, чем взрослые, которым надо заниматься физкультурой и спортом, которых надо водить в музеи и театры, которым необходимо общее физическое и интеллектуальное развитие и для которых иностранный язык является далеко не единственным предметом изучения.
И вот когда все вышеперечисленные условия выполнены, когда на руках у Вас учебник, в котором на родном языке расписано всё, что надо делать, в какой последовательности, сколько раз, где расписаны все грамматические и артикуляционные упражнения, можно приниматься за обучение детей иностранному языку. Более того, уже существует методика, расписанная настолько подробно, настолько понятно и детям и взрослым, что позволяет обучать детей английскому языку собственными родителями даже в том случае, если они сами не вполне хорошо владеют предметом. Подробно
ЗДЕСЬ: http://www.ang-det.com