Автоматизация бизнеса включает в себя следующие этапы (вариант: для сложного проекта, без привлечения внешних подрядчиков, набор недостающих специалистов для внутренней команды так же не отражен в описании процесса):
- Формулировка и анализ проблем бизнеса. Требуется провести Причинно-следственный анализ и классифицировать причины проблем по уровню и степени требуемого вмешательства. Это обеспечит адекватное применение инструментов Change Management на всех этапах проекта. Так же желательно формулировать и анализировать проблемы в терминах НЕ результативности и НЕ эффективности KPI для анализируемых систем. Используя инструменты Системного подхода и анализа.
- Формирование проектной команды. Фактически, формирование уже началось на первом этапе. Здесь необходимо определиться с основными участниками проекта. Это обеспечит своевременное вовлечение и снижение сопротивления. Команда будет расширяться в дальнейшем, но здесь надо определиться с ее "костяком".
- Выявление и анализ (детальный) проблем, решение которых лежит в области автоматизации Бизнес-процессов. Необходимо выявить проблемы и процессы (управленческие, операционные, учетные) результативность и эффективность которых предполагается улучшить с помощью системы автоматизации. Так же необходимо понять, как будут решены другие проблемы, которые не будут устранены с помощью автоматизации.
- Выбор адекватной информационной системы для внедрения, или принятия решения о самостоятельной разработке с определением базиса для нее. Здесь важно не ошибиться и выбрать вариант оптимальный по соотношению цена/качество.
- Формирование и утверждение инвестиционного проекта. Постановка целей (ориентиров для достижения) проекта, определение перечня работ, трудоемкости, инвестиционных затрат. Делаем это "без фанатизма", используя принцип Парето (или АВС). Даже если Вы применяете AGILE, это не отменяет проведение анализа целесообразности проведения проекта
- Реализация проекта автоматизации. В результате взаимодействия бизнес-аналитиков, программистов, тестировщиков и остальных участников проектной команды, включая владельцев предметной области - описываются бизнес-процессы, разрабатывается и внедряется информационная система. Для сложного проекта лучше применять методологию AGILE. Сложность проекта определяется технической сложностью и уровнем сопротивления изменениям.
- Завершение проекта. Подведение итогов проекта: контроль (включая анализ отклонений), мотивация, разработка корректирующих мероприятий в системе управления орг. изменениями (внутренними проектами)
Если для реализации проекта необходим внешний подрядчик, то на одном из этапов (не позднее этапа 5), Вам придется выбрать его и привлечь в проект. Чем ниже квалификация внутренних специалистов, тем ранее придется привлечь внешнего подрядчика.
Неоднократно сталкивался на практике, что весь процесс начинали с 5-го или даже 6-го этапа. Есть информационная система, например 1С:8 ERP - а давайте ее внедрим. Продавец же обещал, что она решит все наши проблемы (как волшебная таблетка). Все такие проекты закончились для Заказчика - печально.
Приведенный выше подход позволил мне успешно выполнить несколько крупных и средних проектов по внедрению ERP систем в роли, как "внутреннего", так и "внешнего" Руководителя проекта.