Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером?

Искусство и культураЛитература+4
Kate Okuneva
  ·   · 27,5 K
Первый
Директор по продуктам Sports.ru и Tribuna Digital.  · 5 июл 2015

Вряд ли какой-то продакт-менеджер станет отвечать на такой вопрос в лоб готовым списком. Отсутствие мнения по абстрактным поводам - это профессиональная черта. Для ответа продакт-менеджеру просто слишком мало вводных: нужно понимать, работаете ли вы уже продактом, хотите ли им стать в ближайшее время или на следующем этапе карьеры. Полезно знать, что вы имеете в виду под “классным” и почему для достижения этого хотите именно читать, а не делать что-то еще. Выглядит смертельным занудством, но умеренное, легко включаемое и выключаемое занудство - полезная черта для продакт-менеджера; время, потраченное на уточнения на ранней стадии проекта, компенсирует сотни часов тяжелой работы потом.

Три главных составляющих работы менеджера по продуктам

  1. Не бывает сферических продакт-менеджеров в вакууме. Вы занимаетесь конкретным направлением конкретного бизнеса. В первую очередь нужно знать предметную область - для кого ваш бизнес, о чем он, с помощью чего он создается.

Продакт-менеджеры из разных отраслей могут не иметь между собой ничего общего. Это не просто модное название для должности, которое очень сложно объяснить своей бабушке, а довольно древнее занятие. Просто в диджитале продакт-менеджеры появились поздно (раньше их роль выполняли либо маркетологи, либо разработчики), в страховании, финансах, производстве - куда раньше. Если вы создаете банковский продукт, вам нужны одни знания, если мобильную free-to-play игру - другие. В книге Cracking The PM Interview есть много подробностей, как сильно отличается роль продакта даже в больших технологических компаниях вроде Facebook и Google.

Для примера, продакт-менеджеру у нас в Tribuna Digital нужно разбираться:

  • в разных видах спорта (как в устройстве игр в широком смысле, так и в потреблении спорта болельщиками),

  • в веб- и мобайл-разработке;

  • в контенте и его потреблении;

  • в устройстве сообществ и социальных сейтей;

  • в UX в целом;

  • в устройстве рекламного рынка в диджитале;

  • в диджитал-аналитике и рекомендательных системах.

Часто могут помочь эксперты, работающие рядом, но если вы не понимаете общего устройства мира, то не сможете не сможете использовать экспертов эффективно.

Возвращаясь к частностям. В ответе Серафима Ореханова были хорошие примеры того, что читать про цифровые медиа. Скорее всего, вы будете делать продукты для пользователей, поэтому стоит побольше знать о поведении людей и о human-computer interaction. Самое свежее не обязательно будет самым полезным: Норман и Нильсен занимаются интерфейсами больше, чем мне лет, но рассылка их компании по-прежнему полезна: nngroup.com

Мне помогли в свое время книги “Hooked” Нира Эйяла, “Mobile First” Люка Вроблевски, “Seductive Interaction Design” Стивена Андерсона и курс Human-Computer Interaction на Coursera. Интереснее всего даже не книги и не сайты, а персональные блоги и твиттеры - для примера, я читаю все подряд на ben-evans.com mondaynote.com и mobilemediamemo.com

  1. Продакт-менеджер - это всегда менеджер. Вам нужно разбираться в менеджменте и уметь делать вещи чужими руками. Вам придется иметь дело с людьми внутри и снаружи компании и добиваться с ними общих целей без всякого формального авторитета. Вы будете получать множество вводных с разных сторон, в том числе от людей, которые авторитетнее и профессиональнее вас в своей теме, постоянно принимать решения и определять приоритеты.

Книг, статей и сайтов про менеджмент и собственную продуктивность очень много, ищите подходящие вашей ситуации. Я часто читаю Harvard Business Review, на русском - Идеономику и ЦП, плюс огромное количество всего на эту тему попадает ко мне само собой - в соцсетях, агрегаторах, по ссылкам друзей.

  1. В идеале продакт-менеджер работает над полноценной бизнес-единицей как генеральный директор своего участка. Вам придется разбираться в бизнесе почти как бизнесмену: в маркетинге (это обязательно), в финансовых моделях, в конкурентной борьбе. Вам придется освоить продажи - как минимум своих идей и своим коллегам. Книг о том, что такое бизнес и как им заниматься, тоже очень много, я здесь не совсем специалист. Корочее и яснее всего на русском - в цикле лекций Морейниса. siliconrus.com

Что из этого читать в первую очередь, где искать следующий совет? Полезно рассмотреть самого себя как продукт, который хочет выйти на рынок. Есть ли этот рынок вообще, насколько он насыщен и какие у него ограничения (попросту говоря - есть ли вам где работать и куда расти)? Где “бутылочные горлышки”, которые останавливают ваш рост? В каком направлении развиваться будет быстрее и эффективнее (скажем, одни люди пишут лучше, чем говорят, другие - наоборот)? Какие метрики помогут понять прогресс, как вы можете за ними следить?

Найдите ответ - и вы уже станете классным продакт-менеджером как минимум самого себя.

СЕО в МетеоАгент  · 29 янв 2020
Рекомендую читать не только книги, но и постоянно совершенстовать свои знания как продакт-менеджера, читая подборки полезных статей на темы, с которым каждый продакт сталкивается практически каждый день. Рекомендую следующие нап... Читать далее
Телеграм-канал про запуск и развитие стартапов (продакт-менеджмент)Перейти на t.me/ruspm
Первый
IT Product Manager in Yandex  · 14 июл 2015
Такие списки – вещь довольно субьективная. То, что помогает одним, может стать бессмысленной пачкой бумаги для другого. К тому же мы в работе имеем дело с вещами, которые часто меняются – с пользовательскими трендами и предпочте... Читать далее
Редактор в ProductSense, шеф-редактор раздела...  · 24 нояб 2020
Прям какой-то готовый и неспорный список книг вряд ли можно дать. Но очень часто хвалят блог Stratechery Бена Томпсона. По опыту, удобно ловить информацию в телеграм-каналах о продуктологии. Делали несколько списков таких... Читать далее
Бывший главный редактор The Question  · 30 июн 2015
Не могу назвать себя классным продакт-менеджером, но отвечу главным образом применительно к медиа и смежным сферам. Есть хорошая книжка создателей системы планирования Basecamp, которая называется Rework (37signals.com). А так... Читать далее
Как бы банально это не звучало, но классным не стать, даже если прочитать все книги по продукт менеджменту — тут... Читать дальше
Рекомендую эти книги: * Inspired: How To Create Products Customers Love, Marty Cagan * The Startup Owner's Manual, Steven Blank * Основы классической ТРИЗ, Михаил Орлов * The Innovator's Dilemma, Clayton Christensen * Scrum... Читать далее
маркетолог  · 16 дек 2017

Хорошее пособие для продакт-менеджеров у Владимира Миролюбова.

Ну и для постоянного обновления знаний отлично подходит одноименный хаб на Кампусе по соответствующим тегам.

У меня такой список получился: 1. Питер Тиль - "От 0 к 1" (https://habr.com/ru/post/151193/) 2. Блог Криштофа Янца - http://christophjanz.blogspot.com/ 3. Материалы акселератора Y Combinator - https://www.startupschool.org/libra... Читать далее