Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что первичнее в искусстве – форма или содержание?

Искусство и культура
Abyss Walker
  ·   · 3,9 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 26 нояб 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Это ложная дихотомия. Форма не является пакетом молока, косметикой или суммой технических ограничений. Содержание не является жестко установленным смыслом, тем более "тайным".

Они не два и не одно — это просто два слова, которыми в профессиональном сообществе пользуются для удобства коммуникации, и которые за пределами искусствоведческого контекста не имеют почти никакого смысла.

В досократовскую эпоху, механика функционирования идолов и кумиров состояла в том, что форма идола не была изображением божества так, как икона является изображением святого — идол и был божеством, в буквальном смысле. Его форма была его телом, даже если он не находился там постоянно. Причина такой связи была в самих особенностях восприятия материи — она вся была божественная уже по своей сути. Если между морем и Нептуном нет разницы, то почему должна быть разница между Нептуном и статуей Нептуна?

Кто из них первичен? Первичен ли кто-либо?

С тех пор, с локальными вариациями, изменилось на удивление мало. Се Хэ в пятом веке писал о живописи как о движении костей. Изображение тетрархии при Диоклетиане перестаёт быть изображением человека и становится изображением схемы. Разница между остальными апостолами и Иудой в средневековых гравюрах изображается одним эллипсом. Классицизм мог оценивать ценность картины по тому, насколько благородны изображенные там животные. Столики в "Стакане абсента" Дега висят в воздухе. Малевич и Кандинский изображают абстракцию как набор абстрактных предметов. Зонтаг (в шутку) пишет, что эротика нужнее искусству, чем герменевтика. "Три стула" Кошута могут меняться в каждой отдельной инсталляции, но структурная форма их неизменна.

И так далее. Форма, с самого начала существования искусства, всегда была его же и содержанием — хотя нюансы того, как именно она была этим содержанием, во все эпохи оказывались другими.

Собственно, именно это делает формальный анализ вообще возможным — что на предмет можно смотреть с учетом неполной степени контекста, или вне контекста вообще.

Просто если не изучать искусство достаточно системным образом, это неочевидно. А чтобы это было очевидным, могу предложить вот что: вместо того чтобы смотреть на предмет искусства как на упаковку и содержимое, смотрите на него как на огонь. Упаковка и содержимое всегда будут входить у вас в голове в конфликт соответствий, особенно если контекст предмета неочвиден. А форма и содержание огня состоят просто в том, что он очень горячий.

Глеб, напишите, пожалуйста,
почему Зонтаг говорила в шутку? Интересно, не слышал раньше такого!
Спасибо!

историк идей, теоретик литературы  · 22 мар 2016
Категории "форма" и "содержание" ставятся под сомнение, если описываются явления массовой культуры. В этих явлениях форма сводится к использованию готового оформления, а содержание -- к транслируемым идеям, которые могут... Читать далее
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 30 нояб 2018
конечно важнее содержание - с верным содержанием и форма подтянется..Но обратное уравнение не верно. В сказке про Гадкого утенка это хорошо показано. О нем другие птицы делали выводы на основании его "формы" и жестоко ошиблись... Читать далее
Автор блога о живописи Telegram @art_painters_ru...  · 18 окт 2017
Направлений в современной живописи довольно много, и они очень разные. Например, есть гиперреализм, когда отличить картину от фотографии на первый взгляд очень сложно. Конечно, тут важна техника. Художники этого направления... Читать далее
Студентка, художница, творческий человек...  · 6 окт 2017
Я не знаю, как считают другие, но лично для меня - важно и то и другое. Если я смотрю на чей-то рисунок и подмечаю "на глаз" какую-то несостыковку или ошибку в анатомии (технике), то меня это может оттолкнуть. Идеально, когда и... Читать далее
Программист, хакер, сноб, кухонный философ...  · 25 нояб 2017
Потому, что содержание ты додумаешь за себя. А вот форму ты никак не изменишь. Взять стих: если у него нет размерности, если ты спотыкаешься об каждое слово, это уже большой недостаток. А вот если автор не заложил в него... Читать далее
Арт-директор  · 7 окт 2017
"Современная живопись" – довольно широкое определение. К каким-то направлениям не применимо понятие "сюжет", а к каким-то "техника". Ну и сами понятия "сюжет" и "техника" тоже довольно размыты. Так, например, говоря о картинах... Читать далее
Первый
Артиска, софистка, аквалангилста  · 30 нояб 2018

Ну тут очевидно. Разумеется форма. Люди не смотрят на содержание. Хочет чего-то достичь - работай над обложкой. Красивое дерьмо с удовольствием жрут.

Кто сказал, что так считается? Искусство создается как угодно автору, который может содержание ставить на первое место. Например, в концептуализме форма не имеет значения, а важна только идея.

Это как красивая девушка - сначала западают на форму, а только потом на содержание. Кого заинтересует её содержание, если формы нет? Хотя, впрочем, если женская форма хороша, то содержание точно всем пофиг. )))