_____
Алексей Разумов
Сталин отдал на растерзание собственного сына. Вы бы смогли? Я - нет. Я бы ушла следом на фронт и погибла. Ну или выжила - но это неважно в такой ситуации. Почему он пожертвовал сыном? Не для того ли, что имел бОльший ресурс воздаяния, и не только за своего - за других сыновей и дочерей? Он стал мудрым, Сталин, только на войне - немцы были жестокими учителями, но, Вы же сами утверждаете что иной раз это - необходимость, быть жестоким, применять кардинальные меры? Я, кстати, не учитель. Это меня учают с 2003-го года (уж не благодаря ли Вашей специфической психологии?). Я же считаю себя в бОльшей степени сомневающимся в себе писателем (неусидчива, ленива, не могу доработать тему если теряю интерес или ведет эмоция а не разум). И философом (доктором проблемных наук) - то есть преподающим теоретиком, работающим со взрослыми людьми в вузе. В школе не смогла бы работать физически и морально. Потому что многое в школьных коллективах считаю за гранью человечности.
В определенных ситуациях (именно о безысходности идет речь), мы жертвуем сознательно (мой выбор), если речь идет о жизнях своих детей.
А Вы читали роман "Выбор Софи"? Мне не понравилось, как написан, но суть в самом выборе - Софи с двумя детьми в концлагере и гестаповец стоит ее перед выбором - или сын должен погибнуть или дочь. Или оба, если она не решится сделать этот чудовищный выбор. Да, она чтобы спасти хотя бы одного ребенка отдала на растерзание дочь. Но неужели это снимает ответственность с того нацистского палача, который сделал это с ней и ее детьми? Может, его как великого психолога еще и наградить за это? Нет, он - он, нацистский палач должен нести ответственность за смерть ребенка. И она, вместо того чтобы убивать себя за свой выбор чужими руками на протяжении всей жизни - должна была спасти спасенного сына именно четко осознаваемой целью - обличение зла с целью его искоренения. И добиваться этого перед людьми и Богом. И в этом тоже - ее жертва, обычно определяемая словом смелость, отвага, решительность. Ибо вообще что такое подвиг? Не героизм - героями становятся посмертно: идущий на смерть не думает о героизме, он просто знает как поступить чтобы те кто останется жив, одержали победу, которая ценнее конкретно моей жизни.
И потом. Вы знаете, диалог о христианстве с позиции Нагорной проповеди может быть убедителен только в случае, если ты разговариваешь с монахом-схимником. Который приял схиму - послушание полного непротивления и смирения в руках Бога. Вы же говорите скорее с позиции Ивана Ильина, Сергия Радонежского, патриарха Гермогена - о противлении злу насилием, причем вооруженным. Но это - не Нагорная проповедь и ее прижизненное воплощение, возможное только в специфических условиях монастырской схимы. Я уважаю позицию православных воинов - сама себя отношу к ним, хотя и считаю это противоестественным для христианской истины, его исходного человеколюбивого смысла. Тем не менее здесь прав Ильин - "я готов нести ответственность за свой меч перед людьми и Богом вплоть до крайней меры - гибели и ада, но и поступиться своей человеческой целью - защитой невинной жизни, человеческой природы и ценностей, дарованный верой, я не могу".
И я тоже готова нести ответственность - это не позиция жертвы. Я и несу ее. И знаю что мне уготованы отнюдь не райские кущи. Вероятнее - и Вам тоже.
Но отстаивать невинную жизнь я предпочитаю перед людьми, и никогда не могу позволить себе относиться к ним как к волкам или собакам. Потому что человек может быть стократ хуже любого бешеного волка и стократ лучше любого самого лучшего героя, которого традиционно ставят в пример подрастающим поколениям. Потому считаю своим долгом относиться к этим людям сообразно их подвигам или преступлениям перед человечностью. То есть, именно как верующая я не могу применить к ним того, что они позволяют себе применять. Вы ведь знаете на что способны "коллективы", дай им волю лет двадцать делать что заблагорассудится с любым человеком, кто пришелся не по вкусу. Вообще человеческий каннибализм куда отвратительнее звериного.
Бог дал мне слово, этого достаточно. Словом можно бороться с воровством и коррупцией, даже каннибализмом, включая психологический, детоубийством и прочими преступлениями, осуждаемыми российским законодательством, этикой и моралью, и Нюрнбергским трибуналом, осудившим нацистские преступления как преступления против человечности. В соответствии с этими решениями я не считаю увольнение вора (то есть лица, постоянно крадущего чужие вещи и деньги и вымогающего чужое с целью материальной выгоды) преступлением. Я считаю преступлением - убийство совсем невинной человеческой жизни. Впрочем, я никому не навязываю своих убеждений и тем более не караю - это не моя компетенция. Я лишь показываю это зло через те образы, которые считаю наиболее доступными человеческому восприятию с целью запрещения его на уровне личного выбора воспринимающего. И никогда не переступаю черты. Да, я не апостол и не моралист. Лишь могу пояснить написанное великими Жертвами (Иисусом Христом например) и философами-этиками. Просто росла долгое время среди этих книг.
Можно ли мысленно убить человека? Если бы это было возможно, то фашисты уже в июле 1941-го "самоликвидировались" - столько было ненависти к ним, проклятий со стороны всех советских людей. Но убивали врага люди не мысленно - оружием в руках.
Мысленно человека можно воскресить.
Однажды, в 1949 году моя бабушка собралась в другое село к повитухе на аборт. Никому ничего не сказала. Но, как рассказал потом дед, ветеран войны - он что-то такое почувствовал. Он в поле был - колхозные работы. И он встал, взглянул в ту сторону куда ушла бабушка, хотя не знал, что она ушла. И с такой силой возмутился чему-то, с такой силой образовалось в нем его мощное НЕТ. Бабушка споткнулась на полдороги. Споткнулась, встала, отряхнулась и повернула домой. Так родилась моя мама.