Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие сказки и мультфильмы вредны или полезны для детей?

Желательно на примерах.
Насколько знаю, тот же Ну, погоди! запретили из-за сцен с курением и элементами насилия и жестокости. Действительно ли это опасно для детской психики? До какого возраста следует ограничивать от подобного?
ПсихологияФилософия+4
Who are you
  ·   · 9,8 K
Лучший
Психолог, педагог, руководитель проекта "ПиПси"...  · 3 нояб 2021  ·
pi_psi
Сначала - о пользе.
Сказка может быть очень мощным инструментом для процесса развития и становления Я ребенка, потому что она (даже авторская) содержит в себе архаичные символы, архетипы, которые несут в себе ту самую мудрость, знания о мире, людях, помогающие ребенку самоидентифицироваться; учит понимать себя, свои переживания, реакции... - учит здоровому контакту с миром и с собой.
Любой архетип, появляющийся в сюжете сказки (а это, как правило, образ/паттерн, наполненный определенными характеристиками, близкими и понятными интуитивно каждому из нас - старец, злодей, красавица, ведьма, хитрец и т.д. ) призван дать ребенку возможность выразить, прожить, отреагировать то, с чем ему может быть сложно взаимодействовать в реальной жизни, что сложно осознать, принять, увидеть. Например, понятие смерти или понятие неотвратимости взросления. Через хорошую сказку знания о таких вещах (весьма сложных для малыша) найдут свое место в сознании без риска вытесниться в силу страха, сопротивления.
Сказка - хороший помощник родителя, подтверждающий свое значение в становлении, взрослении человека на протяжении несчетного количества поколений. Ведь сказка несет в себе пра-опыт в столь емкой "капсуле" - в виде интересного сказания, глубокого по смыслу, но при этом доступного для понимания детьми.
На мой взгляд, главный принцип пользы сказок - в этом.
Опираясь на него, получается, что хороша та сказка, которая способна реализовать трансцендентную функцию - вынести из бессознательного к осознанию дитя все важные, необходимые ему знания на пути развития; соединить содержимое бессознательного с содержимым сознания в единый функционал его психики.
И при этом пугающая ребенка сказка вовсе не означает то, что она - плохая. Она несет в себе для ребенка особую функцию - инициирующую. К тому, что пугает ребенка в сюжете, нужен особый подход - следует обратить внимание на возможную проекцию (бабу Ягу, допустим, могут страшно пугаться дети, в чьих семьях есть авторитарная, строгая, требующая, довлеющая, и, быть может, даже агрессивная, злая по отношению к ребенку женщина - мать, бабушка, тетя, старшая сестра или др.). В страхе конкретного персонажа может быть выражен негативный комплекс (касательно, например, бабы Яги - негативный материнский комплекс), остро проживаемый ребенком на данном этапе. Вот, с ним и нужно работать, а не просто выбрасывать сказку, от которой малыш плачет. Такая реакция - всегда важный маркер функционала внутреннего мира дитя.
И сказка здесь, как лакмусовая бумажка, индикатор - может помочь найти и увидеть корень проблемы, а далее - перейти к ее коррекции.
Мультфильмы, часто созданные на основе сказок, могут работать по аналогичному принципу.
Только тут есть свои нюансы - за счет реализованный анимации на основе повествования появляется дополнительный влияющий на ребенка фактор - визуальная составляющая (рисовка, цвета, выраженные визуально характеры героев, событий...), а значит, фантазия ребенка о том, как может выглядеть вся история, заменяется уже готовым продуктом, реализованным художниками, работающими над мультфильмом. И от качества их работы многое зависит, в том числе, и для восприятия ребенком контента. Плохое качество реализации контента способно загубить даже суть великой сказки.
А если визуальное воплощение хорошей истории исполнено также чудесно, как и само сказание, то проблемы тут нет.
Поэтому тут важно - выбирать.
Ведь есть же масса прекрасных мультиков, в которых так здорово реализованы символы и архетипы - например, такие анимационные воплощения чудесных сказок (еще советского периода): "12 месяцев", "Дикие лебеди", "Аргонавты", я бы еще отметила современные мультики серии "Гора самоцветов" и другие анимированные этнические сказки + те же диснеевские сказки про принцесс и героев тоже могут содержать в себе значимые вещи для ребенка, многие качественно и умело сделаны. Мне лично еще очень нравится французский мультфильм про Кирику (это небольшой цикл из 3 работ) - о невероятных приключениях африканского мальчика. Думаю, взрослым он будет тоже интересен. Красивый, яркий пронизан аутентичной мифологемой, и рисовка - великолепна.
Пожалуй, приведу один небольшой отрывочек из книги Ханса Дикманна, психолога, юнгианского аналитика -
"Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание", хорошо показывающий специфику восприятия ребенком именно страшной сказки, пугающего момента, а также раскрывающий значение такого столкновения со страхом:
"В этой связи я хотел бы привести впечатляющий и заставляющий задуматься случай, еще в начале нашего века описанный Бильц (J. Bilz) в книге «Сказочные истории и процессы созревания» . Автор сообщает о девочке двух с половиной лет, находящейся в первой фазе упрямства (сопротивления), которая получила в подарок картинку, изображавшую Красную Шапочку и волка. На картинке был изображен волк в ночной рубашке и в ночном чепце бабушки, поджидающий Красную Шапочку. Малышке, слышавшей сказку только до эпизода встречи Красной Шапочки с волком, теперь хотелось узнать, почему волк лежит в постели. Она очень внимательно выслушала известный диалог между волком и Красной Шапочкой, который пришлось повторить около дюжины раз. Следующую ночь ребенок спал беспокойно, а просыпаясь обнаруживал страх перед злым волком. Чтобы успокоить ребенка, взрослые не нашли ничего лучшего, чем отыскать картинку, вырезать из нее волка и сжечь. Теперь девочка спала спокойно, но еще несколько дней с интересом расспрашивала о волке. Ей всякий раз объясняли, что злой волк сгорел, что волков нет и встретить их можно только в далекой России.
Несколько недель спустя отец с ребенком собрался на прогулку в находившийся неподалеку лес. Заботливая мать, одевая девочку, обратилась к ней: «Сейчас ты пойдешь с папой в лес к милым зайчикам!» Малышка просияла. Однако на лестнице нашим путешественникам попался навстречу старый сосед. Он поинтересовался, куда же они направляются. К великому удивлению отца, ребенок ответил, притом вполне определенно и без запинки: «В лес к юскому (русскому) волку!»
Бильц справедливо указывает на то, что даже этот впечатлительный ребенок по собственной инициативе ищет встречи со страшным волком. Видимо, в нем наличествуют силы, которым необходимо найти пожирающее детей чудовище.
Интересно, что этот ребенок спонтанно отыскивает то действие, которое мы находим в виде ритуала при изучении обрядов инициации в примитивных культурах, явно исходящих из знания того, что зрелость достигается лишь путем страдания, боли и мучений. Очередная, высшая ступень созревания может быть достигнута только после преодоления и разрушения предыдущей..."
То есть, преодоление страха через его проживание в сказке, через встречу с ним - необходимо дитя, для его перехода на новую ступень развития Эго. Постоянно избегать этой встречи = препятствовать развитию. Иногда, к сожалению, родителям проще "вырезать волка" и дать"пустую" сказку, лишенную причины детского страха, но и лишенную при этом ценного символа - зато уже ничем не "пугающую" ребенка - вместо того, чтобы просто поговорить с ребенком, уделить его переживаниям достаточно времени и ресурсов; вместо того, чтобы выяснить, откуда пришел данный страх, и помочь прожить его малышу мягко.
Такая встреча с нечто пугающим не несет ребенку травму (я знаю, что многие родители бояться давать/читать сказки с неоднозначными персонажами детям именно по данной причине, не всегда осознавая, что причина - ложная). Напротив она инициирует, позволяя стать малышу еще больше Собой, но при правильной поддержке родителей, конечно же.
Теперь - о вреде.
Ну, я уже вскользь выше упоминала, что "пустое" содержание контента - сказки и/или мультика - то есть, содержание без символов, без архетипизации - мало, что дает ребенку в плане духовного развития. Но это не несет вред. Просто ограничивает. Но всегда можно выбрать более емкий по смыслу контент для ребенка, направленный на нечто большее, чем просто отработка полезных навыков - счет, развитие речи, соц нормы поведения, дисциплина, мораль, концентрация внимания, развитие памяти и т.д - самые разные.
А вред может нести то, что:
  • не соответствует возрасту ребенка (не поняв чего-то, не получив объяснения чего-либо в сказке/мультике, ребенок может дать свою интерпретацию, уходя при этом в заблуждение в силу возраста, тем самым, формируя искажение относительно того, что увидел - в этом мало хорошего);
  • является контентом низкого качества (совсем несложно даже с учетом огромное количества информации отобрать из горы трэша - хорошее; к счастью, нет дефицита + по-прежнему актуальны авторские сказки Гримм, Андерсена, Перро, Кэролла, Линдгрен, Пушкина, Бажова, Бианки, Волкова, Ершова + фольклор + мифы народов мира, красивые легенды - выбор есть, он велик;
  • дается ребенку без необходимого разъяснения, так сказать, на полное самоизучение - взрослый обязательно нужен здесь, как источник доп. знания, чтобы помочь все верно растолковать малышу - и картинки и содержание + контакт с малышом дает ему чувство опоры при проживании сложных моментов сказки. Это также крайне важно.
__
"Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки"
/Клайв Стейплз Льюис/
Забота о здоровье личности: Перейти на vk.com/pi_psi
@Алексей Запретилин, если ваш комментарий адресован лично мне (ведь вы написали его именно в этой "ветке", а не в... Читать дальше
Философия. Психология. История  · 3 нояб 2021  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Если подходить к оценке сказок (да и не только сказок, любых произведений для детей и подростков), с позиции цензора, запретившего Ну погоди, то запрещать нужно абсолютно всё. "Красная шапочка" чудовищна, потому что там охотник... Читать далее
1 эксперт согласен
Верифицирую ответ в соответствии со своим его пониманием: всякая интересная сказка непременно "чем-то отравлена"... Читать дальше
Психолог. Быстрое и бережное решение психосоматиче...  · 3 нояб 2021  · imok.su/qp
Мораль -- самое главное, на что надо смотреть в потребляемой ребёнком информации. Прямое научение "хорошо и плохо" может быть только шлифовкой, но если ребёнок видит другое, то научится он тому, что видит. Это касается как... Читать далее
Одна консультация бывает полезнее тысячи ответов. Нажмите здесь, найдём решение.Перейти на imok.su/ok
Учитель русского языка, литературы, воспитатель...  · 3 нояб 2021
Я так понимаю, что надо попытаться дать не перечень мультфильмов или сказок, а скорее некий инструмент грамотности воспитателя (педагога, родителя), чтобы хотя бы соблюсти принцип "не навреди". 1. Я не уважаю авторов... Читать далее
Спасибо за критерии. Список не нужно, достаточно пару ярких примеров.. В "Шреке" взрослый юмор, и это (исходя из... Читать дальше
Личное: ЗОЖ, мозг, психоанализ, СВП и прочий...  · 3 нояб 2021
Самое главное - учитывать возраст ребенка и особенность детского восприятия. Чем младше ребенок [с 3 лет, когда начинает развиваться способность отделять Я от мира снаружи], тем более он впечатлительный и поддатливый... Читать далее
К тому же не покидает мысль о том, что если бы колобок не сбежал от дедушки с бабушкой.. его жизнь была бы ещё... Читать дальше
КДЛ.Медик. С Позиции приобретенного Душевного...  · 3 нояб 2021
Дети сейчас очень быстро растут плане психологического восприятия. Они в телефоне разбираются лучше, чем взрослые уже в младенчестве.:) Интуитивно, какую кнопку нужно нажать - это уже факт. Маша и медведь - мультики. Старые, сов... Читать далее
"Пёс в сапогах" и "38 попугаев" ;) Благодарю за внушительный список. Всё эти (кроме последних двух) можно смотреть... Читать дальше
Политика, история, философия https://vk.com/id19...  · 6 нояб 2021
Запрет "Ну, погоди" из-за сцен с курением - это конечно недоразумение. Ведь целое поколение на нем выросло, а также других советских мультиках, и ничего, все нормально. И я совсем не скажу, что это выросли плохие люди. Ведь... Читать далее
Классику мы ценим за вневременную актуальность...  · 3 нояб 2021
Основная проблема не в том, что именно смотрит ребенок. а смотрит ли ребенок фильмы и мультфильмы в одиночестве, потому что родители так заняли его, чтобы не мешал. Вопрос не в том, что смотрит ребенок, хотя и это важно, а с... Читать далее
1 эксперт не согласен
При всех достоинствах ответа, он неверен в части, относящейся к вопросу. В первую очередь важно, что смотрит... Читать дальше
Природа, спорт, чтение, животные. Ценю юмор и...  · 3 дек 2021
Сказки для того и существуют, чтоб учить детей что такое добро и зло, и что такое хорошо и плохо на ярких и запоминающихся детям сказочных персонажах и сюжетах. Так как у детей более развито образное мышление нежели аналитическо... Читать далее