Сначала - о пользе.
Сказка может быть очень мощным инструментом для процесса развития и становления Я ребенка, потому что она (даже авторская) содержит в себе архаичные символы, архетипы, которые несут в себе ту самую мудрость, знания о мире, людях, помогающие ребенку самоидентифицироваться; учит понимать себя, свои переживания, реакции... - учит здоровому контакту с миром и с собой.
Любой архетип, появляющийся в сюжете сказки (а это, как правило, образ/паттерн, наполненный определенными характеристиками, близкими и понятными интуитивно каждому из нас - старец, злодей, красавица, ведьма, хитрец и т.д. ) призван дать ребенку возможность выразить, прожить, отреагировать то, с чем ему может быть сложно взаимодействовать в реальной жизни, что сложно осознать, принять, увидеть. Например, понятие смерти или понятие неотвратимости взросления. Через хорошую сказку знания о таких вещах (весьма сложных для малыша) найдут свое место в сознании без риска вытесниться в силу страха, сопротивления.
Сказка - хороший помощник родителя, подтверждающий свое значение в становлении, взрослении человека на протяжении несчетного количества поколений. Ведь сказка несет в себе пра-опыт в столь емкой "капсуле" - в виде интересного сказания, глубокого по смыслу, но при этом доступного для понимания детьми.
На мой взгляд, главный принцип пользы сказок - в этом.
Опираясь на него, получается, что хороша та сказка, которая способна реализовать трансцендентную функцию - вынести из бессознательного к осознанию дитя все важные, необходимые ему знания на пути развития; соединить содержимое бессознательного с содержимым сознания в единый функционал его психики.
И при этом пугающая ребенка сказка вовсе не означает то, что она - плохая. Она несет в себе для ребенка особую функцию - инициирующую. К тому, что пугает ребенка в сюжете, нужен особый подход - следует обратить внимание на возможную проекцию (бабу Ягу, допустим, могут страшно пугаться дети, в чьих семьях есть авторитарная, строгая, требующая, довлеющая, и, быть может, даже агрессивная, злая по отношению к ребенку женщина - мать, бабушка, тетя, старшая сестра или др.). В страхе конкретного персонажа может быть выражен негативный комплекс (касательно, например, бабы Яги - негативный материнский комплекс), остро проживаемый ребенком на данном этапе. Вот, с ним и нужно работать, а не просто выбрасывать сказку, от которой малыш плачет. Такая реакция - всегда важный маркер функционала внутреннего мира дитя.
И сказка здесь, как лакмусовая бумажка, индикатор - может помочь найти и увидеть корень проблемы, а далее - перейти к ее коррекции.
Мультфильмы, часто созданные на основе сказок, могут работать по аналогичному принципу.
Только тут есть свои нюансы - за счет реализованный анимации на основе повествования появляется дополнительный влияющий на ребенка фактор - визуальная составляющая (рисовка, цвета, выраженные визуально характеры героев, событий...), а значит, фантазия ребенка о том, как может выглядеть вся история, заменяется уже готовым продуктом, реализованным художниками, работающими над мультфильмом. И от качества их работы многое зависит, в том числе, и для восприятия ребенком контента. Плохое качество реализации контента способно загубить даже суть великой сказки.
А если визуальное воплощение хорошей истории исполнено также чудесно, как и само сказание, то проблемы тут нет.
Поэтому тут важно - выбирать.
Ведь есть же масса прекрасных мультиков, в которых так здорово реализованы символы и архетипы - например, такие анимационные воплощения чудесных сказок (еще советского периода): "12 месяцев", "Дикие лебеди", "Аргонавты", я бы еще отметила современные мультики серии "Гора самоцветов" и другие анимированные этнические сказки + те же диснеевские сказки про принцесс и героев тоже могут содержать в себе значимые вещи для ребенка, многие качественно и умело сделаны. Мне лично еще очень нравится французский мультфильм про Кирику (это небольшой цикл из 3 работ) - о невероятных приключениях африканского мальчика. Думаю, взрослым он будет тоже интересен. Красивый, яркий пронизан аутентичной мифологемой, и рисовка - великолепна.
Пожалуй, приведу один небольшой отрывочек из книги Ханса Дикманна, психолога, юнгианского аналитика -
"Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание", хорошо показывающий специфику восприятия ребенком именно страшной сказки, пугающего момента, а также раскрывающий значение такого столкновения со страхом:
"В этой связи я хотел бы привести впечатляющий и заставляющий задуматься случай, еще в начале нашего века описанный Бильц (J. Bilz) в книге «Сказочные истории и процессы созревания» . Автор сообщает о девочке двух с половиной лет, находящейся в первой фазе упрямства (сопротивления), которая получила в подарок картинку, изображавшую Красную Шапочку и волка. На картинке был изображен волк в ночной рубашке и в ночном чепце бабушки, поджидающий Красную Шапочку. Малышке, слышавшей сказку только до эпизода встречи Красной Шапочки с волком, теперь хотелось узнать, почему волк лежит в постели. Она очень внимательно выслушала известный диалог между волком и Красной Шапочкой, который пришлось повторить около дюжины раз. Следующую ночь ребенок спал беспокойно, а просыпаясь обнаруживал страх перед злым волком. Чтобы успокоить ребенка, взрослые не нашли ничего лучшего, чем отыскать картинку, вырезать из нее волка и сжечь. Теперь девочка спала спокойно, но еще несколько дней с интересом расспрашивала о волке. Ей всякий раз объясняли, что злой волк сгорел, что волков нет и встретить их можно только в далекой России.
Несколько недель спустя отец с ребенком собрался на прогулку в находившийся неподалеку лес. Заботливая мать, одевая девочку, обратилась к ней: «Сейчас ты пойдешь с папой в лес к милым зайчикам!» Малышка просияла. Однако на лестнице нашим путешественникам попался навстречу старый сосед. Он поинтересовался, куда же они направляются. К великому удивлению отца, ребенок ответил, притом вполне определенно и без запинки: «В лес к юскому (русскому) волку!»
Бильц справедливо указывает на то, что даже этот впечатлительный ребенок по собственной инициативе ищет встречи со страшным волком. Видимо, в нем наличествуют силы, которым необходимо найти пожирающее детей чудовище.
Интересно, что этот ребенок спонтанно отыскивает то действие, которое мы находим в виде ритуала при изучении обрядов инициации в примитивных культурах, явно исходящих из знания того, что зрелость достигается лишь путем страдания, боли и мучений. Очередная, высшая ступень созревания может быть достигнута только после преодоления и разрушения предыдущей..."
То есть, преодоление страха через его проживание в сказке, через встречу с ним - необходимо дитя, для его перехода на новую ступень развития Эго. Постоянно избегать этой встречи = препятствовать развитию. Иногда, к сожалению, родителям проще "вырезать волка" и дать"пустую" сказку, лишенную причины детского страха, но и лишенную при этом ценного символа - зато уже ничем не "пугающую" ребенка - вместо того, чтобы просто поговорить с ребенком, уделить его переживаниям достаточно времени и ресурсов; вместо того, чтобы выяснить, откуда пришел данный страх, и помочь прожить его малышу мягко.
Такая встреча с нечто пугающим не несет ребенку травму (я знаю, что многие родители бояться давать/читать сказки с неоднозначными персонажами детям именно по данной причине, не всегда осознавая, что причина - ложная). Напротив она инициирует, позволяя стать малышу еще больше Собой, но при правильной поддержке родителей, конечно же.
Теперь - о вреде.
Ну, я уже вскользь выше упоминала, что "пустое" содержание контента - сказки и/или мультика - то есть, содержание без символов, без архетипизации - мало, что дает ребенку в плане духовного развития. Но это не несет вред. Просто ограничивает. Но всегда можно выбрать более емкий по смыслу контент для ребенка, направленный на нечто большее, чем просто отработка полезных навыков - счет, развитие речи, соц нормы поведения, дисциплина, мораль, концентрация внимания, развитие памяти и т.д - самые разные.
А вред может нести то, что:
- не соответствует возрасту ребенка (не поняв чего-то, не получив объяснения чего-либо в сказке/мультике, ребенок может дать свою интерпретацию, уходя при этом в заблуждение в силу возраста, тем самым, формируя искажение относительно того, что увидел - в этом мало хорошего);
- является контентом низкого качества (совсем несложно даже с учетом огромное количества информации отобрать из горы трэша - хорошее; к счастью, нет дефицита + по-прежнему актуальны авторские сказки Гримм, Андерсена, Перро, Кэролла, Линдгрен, Пушкина, Бажова, Бианки, Волкова, Ершова + фольклор + мифы народов мира, красивые легенды - выбор есть, он велик;
- дается ребенку без необходимого разъяснения, так сказать, на полное самоизучение - взрослый обязательно нужен здесь, как источник доп. знания, чтобы помочь все верно растолковать малышу - и картинки и содержание + контакт с малышом дает ему чувство опоры при проживании сложных моментов сказки. Это также крайне важно.
__
"Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки"
/Клайв Стейплз Льюис/