Если подходить к оценке сказок (да и не только сказок, любых произведений для детей и подростков), с позиции цензора, запретившего Ну погоди, то запрещать нужно абсолютно всё. "Красная шапочка" чудовищна, потому что там охотник мало убивает волка, он еще и вскрывает ему брюхо. Что для впечатлительного ребенка много ужаснее, чем просто проглотить бабушку с внучкой. Я, помню, живо представила, как препарируют убитого волка: море крови, кишки, лоскуты шкуры и среди этого ужаса - восставшие из желудочно-кишечного тракта, окровавленные кровью врага, - бабушка и внучка. Потому в детстве я никогда не дочитывала эту сказку до конца.
Сказка Гамельнский крысолов вообще беспредельно жестока и цинична - там главный герой с помощью волшебной дудочки сначала избавляет город от крыс, а потом, из чувства мести неблагодарным горожанам, тот же фокус проделывает с детьми несчастных. То есть, дудя и пританцовывая, уводит детвору туда же, куда и крыс. Топит их в реке, мстит жестоко, адски безнравственно и самым мерзопакостным образом. Чему научится ребенок, впечатлившийся этим произведением? Правильно, мстить. За всё, везде и всегда. И, эта установка приведет его либо в тюрьму, либо в систему управления, ибо крысолов - стопроцентно выдающийся управленец, начальник и лидер, способный организовать любую толпу и увести ее в любом, только ему известном направлении.
Девочка со спичками - вообще морально-убийственная вещь. Абсолютно безысходный текст, вымораживающий и надежду, и веру с любовью. Несчастная хрупкая сирота выброшена на мороз, медленно и стыло погибает на улице. Мимо, не обращая на нее никакого внимания идут толпы сытых, одетых в шубы людей, сама девочка, почти умершая уже от холода и голода жадно всматривается в витрину кондитерской... понимая, что не съест больше ни одной конфетки. Коробочка со спичками - это единственное, что поддерживает ее угасающую жизнь. Она жива, пока горит спичка, горит и греет маленькую сироту. Читатель, конечно, ждет по окончании волшебного чуда, что прилетит фея и спасёт несчастное, светлое существо, - чистую детскую душу. Ничего не происходит, девочка сжигает последнюю спичку и умирает. Рай, который ей снится, не успокаивает читателя, ибо воспринимается всего лишь как сон уже умершей девочки. Я прочитала Спички всего один раз и зареклась брать это в руки. Хотя и здесь есть своеобразная мораль - что бы ни случилось, даже если смерть смотрит тебе в глаза - оставайся человеком. Не истери, не ори, не визжи, не проклинай всё и вся, не сходи с ума. Прими достойно, посмотри в небо и постарайся вспомнить все самое лучшее, что было в твоей жизни. Но девочку все равно ужасно жалко.
Карлик Нос. Это мрачная, местами беспросветная эмо-сказка, я в детстве просто обожала её. Красивый, здоровый и дерзкий мальчишка на базаре оскорбляет страшную старуху. Та, вроде бы особо не обидевшись, приглашает его к себе в гости, на покушать. Естественно, кушанья отравлены. Мальчик просыпается после сытного обеда таким уродливым карликом с висящим к земле мясистым, покрытым бородавками носом, что сам себя не узнает. Также не узнает его родная мама, его гонят все и отовсюду, он бродит по земле, нищенствует, проклиная судьбу и злую старуху, отравившую и заколдовавшую его. Он дико страдает до тех пор, пока не попадает в услужении какому-то королю в качестве поваренка. Оказывается, колдунья, изуродовав мальчишку, всё же по долгу ведьминской чести компенсировала потерю во внешности даром бесподобно вкусно готовить разнообразные блюда. Ей-богу, когда читаешь про мытарства несчастного, ненавидимого Карлика становится так тошно и тяжело на душе, что хочется закрыть книжку. Но, в отличие от Спичек и Крысолова, Карлик-Нос заканчивается хорошо (относительно хорошо, ведь много лет парень тяжело страдает из-за обструкции и издевательств ). Спасла Карлика Гусыня, которую он, разглядев в ней человеческую душу, не захотел жарить на ужин. Найдя волшебную траву, он расколдовывает и себя и Гусыню, естественно, влюбляется в неё ещё сильнее. И "я там был, мёд-пиво пил". Но как бы не заканчивалось сказка, она оставляет тяжелый осадок - особенно когда понимаешь, через что ему пришлось пройти. Общество отвергло, мама не только не узнала, но прогнала прочь... Невыносимо мрачная сказка.
Сюда же отношу Спящую красавицу (Белоснежку). Изгнана из родного дома, ненавидима, она прячется в лесу, прислуживает странным, не очень добрым человечкам, в конечном итоге отравлена и умерла. Принц, изначально какой-то второстепенный, чисто психологически погоды не делает. В него вообще не очень-то веришь, поскольку, даже представляя себя на его месте, не представляешь, как можно поцеловать труп. В губы. В детстве я многократно пыталась это представить - ни разу не получилось. Все равно какая-то оскомина и недоверие в душе.
Стрекоза и муравей. Это единственная басня Крылова, за которую я получила жирную двойку. Потому что сначала рыдала (когда учила наизусть согласно требованиям домашнего задания), а потом на уроке сказала, что ненавижу муравья. Ибо муравей - это совсем не муравей. Настоящий муравей не приговорил бы к лютой смерти восхитительное порхающее создание всего лишь за ее красоту. Он всю жизнь пыхтит, копает и пашет, таская в муравейник дохлых майских жуков, а она - настоящая прекрасная принцесса, актриса и певица, наподобие Аллы Пугачевой. Представляете, - ревела я, - если бы какой-нибудь фрезеровщик сказал пришедшей к нему в гости замерзшей Алле Борисовне - ты все пела - это дело, так поди же попляши! - и следом заморозил ее на балконе своего барака. Именно за это предположение я и получила двойку по литературе. Совсем незаслуженно, я считаю. Муравей на самом деле очень жесток. Какая уж тут нравственность? Я в ответ на двойку заявила - ну правильно, давайте всех певиц убивать. Муравей же этому учит.
В общем, какую сказку ни возьми, - везде зло, лицемерие , жестокость, обман. А если добро и побеждает, то как-то неуверенно.
Все-таки русские народные сказки про Ивана-дурачка очевидно добрее. И щуки живы, и Иван, в результате тесного общения с природой, становится и умнее, и смелее и понимает, что с лица воду не пить, что даже в лягушке, поймавшей ртом его стрелу (как это может быть - я не знаю), может жить светлая чистая душа. И он ее, как ни странно, находит. Хорошая, добрая сказка Конек-горбунок. Опять же очевидна исходная установка - не по одежке, не по чину человека видеть надо. Неприятная, бракованная пародия на лошадь, становится настоящим другом и помощником, спасает и жизнь и делает все невозможное для личного счастья хозяина. Очень симпатичное создание. Хотя короля тамошнего жалко - зря его в чане сварили. Все-таки пожилой человек. Но куда хуже вареного монарха воспринимается лошадиное творчество Льва Николаевича Толстого с рассказом Холстомер. Беспросветная бессмысленность жизни - вот вся мораль этой истории.
Впрочем, все равно, в любой сказке есть свой странный или неприятный осадок. Но нельзя ничего выбраковывать, цепляясь к каким-то нюансам, - в конце концов на ребенка во время чтения "волшебства" оказывает основное влияние та интерпретация, которая исходит от родительского вИдения, от морали, царящей в семье. Я, когда была не согласна со сказкой, допустим, Морозко - где Дед Мороз превращает в свиней всю семью, придумывала другой конец. Например, что побыв хрюшками, мама и ее принцесса одумались и стали хорошими. И обратно превратились в людей. По идее, любая сказка требует дополнительных объяснений, нравственных примеров и сглаживания "осадков". Например: "ну что ты, муравей конечно пошутил. Потом, когда стрекоза все поймет и поплачет, он обязательно приютит ее. Он же в душе хороший". "Конечно крысолов не убил детей, - погулял с ними близ пропасти и бездны, да и вернул обратно, когда горожане одумались". Ну или в крайнем случае что-то про сказочные образы, где всегда есть место чудесам. Надо просто закрыть глаза и постараться пробраться через неприятные, горькие события сказки к тому, чего сам хочешь в ней увидеть. И если в тебе самом равно как и в твоей семье добра больше, то ему и быть. Кто бы куда кого не уводил, дудя и пританцовывая.