Если Бога нет, то стану ли я причинять себе зло?
Если нет наказания, то преступление — не преступление?
Сразу вспомнился Воланд, где он про Канта. "Моральный закон во мне" как замена всем Богам…
Допустим, кому-то нравится убивать ли старушек, совращать ли малолетних, но мне-то — нет, не нравится. Нужен ли мне Бог, чтоб я не делал того, чего делать не хочу? Мне — нет. А вам?
В том-то и дело, что вопрос этот про "всё дозволено" и приводит к тому, что и без Бога некто не станет творить зло — просто из соображений выгоды. Выгоды, конечно, высшего порядка. Всего лишь потому, что благо через зло не обрести тому, кому не повезло доразвиться до определённого уровня.
Кто не доразвился, тот да, полагает, что собственное благо он обретёт через порочность. Запретишь, что ли, хищнику пожирать чужую живую плоть?
Итак, фраза сия, она — утверждение: творение зла человеку не выгодно по чисто рациональным причинам. Боги тут даже ни при чём.
Прагматизм, выходит. Это какая у нас философия-то? Что вне Бога, а порядок… Стоики… А, вот: если не Кант, то Конт. Позитивизм, что ли?