Ваш вопрос заставил меня вспомнить оригинальные идеи французского мыслителя прошлого века, Жана Бодрийяра, изложенные им в его труде “Система вещей”.
Люди и вещи тесно связаны друг с другом и в это взаимосвязи вещи обретают “внутреннюю плотность и аффективную ценность”. Особое внимание Бодрийяр отводит домашней обстановке, как одному из проявлений переживания жизни. В прошлые времена человек создавал в своём доме убранство, отчетливо несущего в себе характерные черты его хозяина во всей обстановке. Современный человек создает уже не убранство, а функциональное пространство, в котором подпись его владельца уже слабо угадывается, если не исчезает вовсе.
Старинные вещи, как правило, ручной работы, те же поделки, сувениры разных стран и народов, ремесленные изделия способны очаровать своей оригинальностью и выразительностью исполнения. Они могут погрузить нас в прошлое, вызвать ностальгию через ассоциативную связь с прежними формами и устаревшими способами производства, сохранившими в себе связь времен и сопричастность к миру детства и детских игрушек. Старинная вещь являет собой какое-то свидетельство, она хранит в себе историю(и), память и излучает особую атмосферу.
В современном дизайне интерьер, обстановка в большей степени трактуются не в понятиях “стиля” и “вкуса”, а в понятиях “задачи” и “решения”. Обставляя с помощью вещей и мебели свой дом или квартиру, мы уже не создаем театральную мизансцену или особую атмосферу, но мобилизуем пространство в поисках наиболее остроумных решений. К примеру, современная мебель, созданная на промышленном производстве, сохраняя за собой свою прямую функцию, уже избавляется от “изящных чар субъективно-домашней среды”.
Современным новым вещам порой не хватает стиля и красоты просто потому, что в квартире или доме банально не хватает места, поэтому их “кристально прозрачная функциональность” часто продиктована нуждой. Ярким примером тому служат разного рода диваны-кровати или выдвижные кровати-трансформеры, поднимающиеся и убирающиеся в стену. Такой современный тип обстановки утверждается и рекламой: “Кровать в стене — это удачное решение для небольших квартир. Оборудуйте себе удобно и рационально однокомнатную квартиру или студию (за скобками, площадью в 30 метров!)”
В век цифровых технологий человек уже не нуждается в том, чтобы “вчитывать в вещи свой образ”, вместо этого он предпочитает проецировать на них свою игру и расчет. Современные интерьеры практически утратили своё природное созвучие, “в котором сливались мир души и присутствие вещей”, а сами вещи, с которыми мы практически уже не вступаем в субъективные отношения, сменили свой способ существования, от “социологии мебели” к “социологии расстановки”. И сам человек, как обитатель современного дома, становится во многом исключительно функциональным, под стать своему функциональному пространству.
Бодрийяр пишет, “все вещи, и в частности предметы обстановки, помимо своих практических функций имеют еще и первичную воображаемую функцию «чаши»". Старинная вещь тем и хороша, удобна и красива, что сохранила способность вбирать в себя душевный опыт человека, отражая в себе мировоззрение целого поколения. Новые вещи более “не наделяются “душой” и не наделяют нас более своим символическим "присутствием"; наше отношение к ним делается объективным, сводится к размещению и комбинаторной игре”.
Старинные вещи, вобравшие в себя душу человека, становятся символическим эквивалентом человеческого тела, в частности поэтому они могут быть удобнее и красивее новых.
Психологией везде пахнет. Дело в "обонянии" ...