Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему старинные вещи бывают красивее и удобнее новых? Чего не учитывает современный дизайн?

к Международному дню промышленного дизайна

(World Industrial Design Day)

ПсихологияОбщество+3
Ладо Имедашвили
  ·   · 4,2 K
Практикующий психолог. Увлекаюсь кинематографом и...  · 11 авг 2021  · selenaku.wixsite.com/my-site

Ваш вопрос заставил меня вспомнить оригинальные идеи французского мыслителя прошлого века, Жана Бодрийяра, изложенные им в его труде “Система вещей”.

Люди и вещи тесно связаны друг с другом и в это взаимосвязи вещи обретают “внутреннюю плотность и аффективную ценность”. Особое внимание Бодрийяр отводит домашней обстановке, как одному из проявлений переживания жизни. В прошлые времена человек создавал в своём доме убранство, отчетливо несущего в себе характерные черты его хозяина во всей обстановке. Современный человек создает уже не убранство, а функциональное пространство, в котором подпись его владельца уже слабо угадывается, если не исчезает вовсе.

Старинные вещи, как правило, ручной работы, те же поделки, сувениры разных стран и народов, ремесленные изделия способны очаровать своей оригинальностью и выразительностью исполнения. Они могут погрузить нас в прошлое, вызвать ностальгию через ассоциативную связь с прежними формами и устаревшими способами производства, сохранившими в себе связь времен и сопричастность к миру детства и детских игрушек. Старинная вещь являет собой какое-то свидетельство, она хранит в себе историю(и), память и излучает особую атмосферу.

В современном дизайне интерьер, обстановка в большей степени трактуются не в понятиях “стиля” и “вкуса”, а в понятиях “задачи” и “решения”. Обставляя с помощью вещей и мебели свой дом или квартиру, мы уже не создаем театральную мизансцену или особую атмосферу, но мобилизуем пространство в поисках наиболее остроумных решений. К примеру, современная мебель, созданная на промышленном производстве, сохраняя за собой свою прямую функцию, уже избавляется от “изящных чар субъективно-домашней среды”.

Современным новым вещам порой не хватает стиля и красоты просто потому, что в квартире или доме банально не хватает места, поэтому их “кристально прозрачная функциональность” часто продиктована нуждой. Ярким примером тому служат разного рода диваны-кровати или выдвижные кровати-трансформеры, поднимающиеся и убирающиеся в стену. Такой современный тип обстановки утверждается и рекламой: “Кровать в стене — это удачное решение для небольших квартир. Оборудуйте себе удобно и рационально однокомнатную квартиру или студию (за скобками, площадью в 30 метров!)”

В век цифровых технологий человек уже не нуждается в том, чтобы “вчитывать в вещи свой образ”, вместо этого он предпочитает проецировать на них свою игру и расчет. Современные интерьеры практически утратили своё природное созвучие, “в котором сливались мир души и присутствие вещей”, а сами вещи, с которыми мы практически уже не вступаем в субъективные отношения, сменили свой способ существования, от “социологии мебели” к “социологии расстановки”. И сам человек, как обитатель современного дома, становится во многом исключительно функциональным, под стать своему функциональному пространству.

Бодрийяр пишет, “все вещи, и в частности предметы обстановки, помимо своих практических функций имеют еще и первичную воображаемую функцию «чаши»". Старинная вещь тем и хороша, удобна и красива, что сохранила способность вбирать в себя душевный опыт человека, отражая в себе мировоззрение целого поколения. Новые вещи более “не наделяются “душой” и не наделяют нас более своим символическим "присутствием"; наше отношение к ним делается объективным, сводится к размещению и комбинаторной игре”.

Старинные вещи, вобравшие в себя душу человека, становятся символическим эквивалентом человеческого тела, в частности поэтому они могут быть удобнее и красивее новых.

Для записи на консультацию пишите на почту или в WhatsApp; контакты на сайте.Перейти на selenaku.wixsite.com/my-site
1 эксперт согласен
Я бы внесла небольшую поправку: вещь не обязательно должна быть старинной. На мой взгляд, правильней сказать, что... Читать дальше
Продуктовый дизайнер в Яндекс.Услугах. Люблю...  · 3 сент 2021
Хм. Довольно общий вопрос. Не сказал бы что опасная бритва удобнее современного станка а современные кроссовки менее удобны чем ботинки 19 века. Да и само понятие — промышленный дизайн появилось только в 20 веке. Но если я... Читать далее
историк идей, теоретик литературы  · 29 июн 2021
Очень просто: значительное число вещей современного массового производства дизайна не подразумевает -- ну какой дизайн у зубочистки? А значит, толком дизайна не будет ни у коробочки для зубочисток, ни у чашки, ни у скатерти... Читать далее
По образованию физик и математик (МФТИ)....  · 29 нояб 2021
Очень спорное утверждение. Современные вещи явно удобнее. Старинные -это скорее способ выразить свою оригинальность
Знаю, что ничего не знаю.   · 13 авг 2021
Вещи, почти как живые существа, проходят "естественный отбор" - непрочные ломаются, превращаясь в мусор, неудобные или некрасивые выбрасывают владельцы. Остаются удобные, красивые и прочные. А новые вещи отбора еще не проходили... Читать далее
1 эксперт согласен
Интересная логика, но на вопрос не отвечает )
Старый ворчун  · 11 авг 2021
Психологией тут и не пахнет. Всего 100 лет назад большой объём производства был кустарный, поэтому и делалось это "род конкретного человека", а поскольку кустарей было пруд пруди, то и цены были крайне низкие на эти изделия.. С... Читать далее

Психологией везде пахнет. Дело в "обонянии" ...