Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что мотивирует людей называть психологию лженаукой?

И при этом сравнивать с медициной, которая никогда наукой не была?)
Нашёл старый вопрос:
Почему психология считается лженаукой? Может ли это быть правдой, учитывая, что хороших психологов ещё меньше, чем хороших врачей?
— и задумался.
А вы задумывались? Если вдруг да, что надумали?
ПсихологияОбщество+2
Ладо Имедашвили
  ·   · 7,1 K
Есть четкие критерии, которые делят методы на научные и ненаучные.
Научный метод познания обладает четкими характеристиками, а именно:
1)Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений.
2)Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного
3)Обобщение (синтез) и формулирование научных гипотез и научных теорий
4)Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции, логических методов
5)Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента
Теперь попробуем ответить на вопрос - каким их этих критерией соответствует психология?
1)Психологи не наблюдают факты со стороны (что делают, например СОЦИОЛОГИ, когда проводят свои эксперименты). Они слушают пересказ этих фактов словами клиентов + делают свои выводы о ситуации. Т.е. они оперируют не фактами, а СУБЪЕКТИВНЫМИ ощущениями. Даже те факты, которые психолог принимает за факты (например, банально возраст клиента, его семейное положение) могут оказаться ложными, если подопечный соврал, ведь слова клиента никак не проверяются. В психологии отстуствует количественное описание наблюдений. Ни один психолог никогда не дает оценку чего-либо в конкретных цифрах.
В противовес этому: медицинские исследования основаны на фактах, которые проверяются. Кроме слов больного для установления тех или иных фактов используется осмотр, анализы, обородувание для проведение исследований (рентген, МРТ, УЗИ, другое). Если у пациента нет ноги - это факт. Если у пациента высокая температура - это факт. В медицинских трудах есть конкретные количественные и качественные наблюдения, присутствуют конкретные цифры.
По этому пункту психологии -, а медицине +, счет 0:1 в пользу медицины
2)В психологии есть анализ результатов наблюдения, их систематизация. И в медицине тоже.
+ и психологии и медицине, счет 1:2
3)Психологические теории не соответствуют критерию оспоримости, т.е. не являются научными. Таким образом, психология не формулирует никаких научных теорий и гипотез.
В медицине есть теории, которые соответствуют критерию оспоримости. Хотя, конечно, медицина в плане научных теорий очень слаба, если сравнивать ее с другими естественными науками
психологии по этому пункту жирный -, медицине +-. Счет 1:2,5
4)Прогноз: психология часто не делает никаких выводов из собственных теорий и гипотез. Они как бы существуют сами по себе, но зачем, какие выводы - непонятно. Некоторые хорошие умные психологи умеют сами делать логические выводы и составлять прогнозы. Но вот в чем проблема - они не озвучивают эти прогнозы прямо, психология просто не дает им такой возможности. Медик может сказать "вам нужна операция, иначе вы умрете в течение пары месяцев". Психолог не может сказать "вам нужно перестать быть скотиной, иначе близкие отвернуться от вас в течение пары недель". Медик может сказать "у вас все хорошо, моя помощь вам не нужна, идите домой", психолог не может так сказать.
Но ладно, оценим этот пункт как +- и для медицины и для психологии (хотя медицина и по этому пункту сильно впереди). Счет 1,5:3
5)Психологические теории никак не проверяются экспериментами. Что странно - они редко основываются на социологических исследованиях, хотя казалось бы, возьми эксперименты у "соседей", работай с этими данными! Но нет, все психологические теории строятся на субъективных жизненных наблюдениях отдельных людей, никаких воспроизводимых повторяемых экспериментов.
В медицине все теории проверяются экспериментами. - психологии, +  медицине. Счет 1,5:4
Подведем итоги: из ПЯТИ критериев научного метода познания психология соответствует только ОДНОМУ и частично соответствует еще одному, а также СОВСЕМ НЕ СООТВЕТСВУЕТ ТРЕМ. Медицина соответствует трем из пяти и частично соответствует еще двум.
По-моему ответ на вопрос "что мотивирует людей называть психологию лженаукой" очевиден. Как и ответ на вопрос - почему медицина все-таки гораздо больше похожа на науку.
Интересно, хотя и немного в сторону. А что Вы называете фактами?
Анонимный комментарий
6 окт 2022
@Ладо Имедашвили, в философском смысле "фактом" можно назвать все, что угодно.
В естественных науках же определение факта очень четкое и строгое, факт - это объективное проверяемое наблюдение. Объективное = это наблюдение не зависит от наблюдателя, т.е. любой наблюдатель может убедиться в истинности этого факта. "Вода выталкивает погруженные в нее тела с силой, равной весу вытесененного объема воды" - это факт. Любой может убедиться в этом, проведя эксперименты.
Также в естественных науках принято называть фактом логические утверждения, истинность которых выводится строгими методами математической логики из других фактов. Например, опираясь на факт о выталкивающей способности воды, и на факт о значении плотности пенопласта, можно вывести истинность утверждения "кусок пенопласта не утонет в воде" и считать это за факт.
Как убедительно доказано, что психология и математика - не науки.)
Лично я сделал вывод такой. Науку от лженауки отличает то, кто ей занимается.
Не наука и лженаука - разные термины.
У профессора В. В. Петухова в курсе его лекций в МГУ по общей психологии (есть в интернете) чуть ли не целая лекция посвящена разбору научности психологии и предмету ее изучения. Рекомендую, он очень хорошо объясняет, отличный методист.
Психологи не наблюдают факты со стороны
Очень даже наблюдают. Пришёл человек, напросился в клиенты. Психолог посмотрел на него: телосложение, одежда, обувь, возраст, пол, в каком настроении, выражение лица, как оно меняется во время беседы, кстати, как говорит и что говорит (матерится или нет), как сидит в кресле, как садится, как встаёт, как уходит, как прощается, договаривается ли о следующей встрече, приходит ли как обещал, и прочая, и прочая. А вы говорите: "Психологи не наблюдают факты со стороны". Человек - он сам по себе и его поведение - факт!
Анонимный комментарий
7 окт 2022
@Корень Владимир, >>Психолог посмотрел на него: телосложение, одежда, обувь, возраст, пол, в каком настроении, выражение лица, как оно меняется во время беседы
"в каком настроении/выраение лица/как меняется во время беседы" - это субъективное восприятие ситуации одним-единственным психологом, и никак не может называться фактом.
Другой психолог может воспринять выражение лица клиента или оценить его настроение совсем по-другому.
если подопечный соврал, ведь слова клиента никак не проверяются
Тут действительно много ума нужно, чтобы проверить то, что клиент сказал о себе! :) Всё элементарно, Ватсон! Если человек соврал и психолог ему поверил, потому что тактически лучше верить человеку, то потом, на следующих беседах клиент, забыв то, что он соврал, говорит что-то другое про себя. Сопоставить одно с другим и сделать вывод - для этого не нужно быть особо мудрым. Всё тайное постепенно становится явным. К тому же клиенту нет особой выгоды постоянно врать о себе. В этом случае психолог ему ничем не может помочь.
Анонимный комментарий
7 окт 2022
Если человек соврал и психолог ему поверил, потому что тактически лучше верить человеку, то потом, на следующих беседах клиент, забыв то, что он соврал, говорит что-то другое про себя
Абсурдность этого аргумента превышает всякие допустимые пределы))
Это прям 100%, что он говорит что-то другое?)) Вы в этом уверены? А вдруг не скажет что-то другое, может, у него прекрасная память и он помнит, что и кому говорил? А может он всегда врет одинаково, тогда он не запутается? А может у него психическое расстройство и он сам верит в то, что говорит? А может он сам не понял, что произошло и рассказывает не реальные события, а то, как он их понял?
Очень стремно, когда выводы об истинности утверждений делаются на основе предположения "он говорит всегда одно и то же, значит, это правда".
Это АНТИНАУЧНО.
Ни один психолог никогда не дает оценку чего-либо в конкретных цифрах.
А зачем и кому нужны цифры в беседе с психологом или на сеансе психотерапии? Что и кому могут дать эти цифры? За цифрами обратитесь к математической психологии. Есть такая. Там много формул и цифр. Возьмите хотя бы книги профессора Спасенникова. :)
Психологические теории не соответствуют критерию оспоримости, т.е. не являются научными. Таким образом, психология не формулирует никаких научных теорий и гипотез.
Что за критерий оспоримости? И что за бред вы тут несёте?! А, например, теория деятельности А.Н.Леонтьева? А теория ориентировочной основы деятельности Гальперина? Это самое малое из того, что есть.
Автор! Вы вообще не изучали психологию! И это незыблемый факт! :)
Анонимный комментарий
7 окт 2022
@Корень Владимир, >>Что за критерий оспоримости?
Вы не знаете, что такое критерий оспоримости и беретесь рассуждать на тему, что является научным, а что нет?))
Вы очень плохо эрудированы и лишены всякого логического мышления.
На этом разговор с Вами я заканчиваю, потому что Вы слишком мало знаете и слишком плохо мыслите, чтобы поддержать разговор на тему, в которую влезли.
Вы даже не понимаете, о чем идет речь (спойлер - она вовсе не о том, зачем нужна психология и что нужно психологии), вы не понимаете, как автор поста относится к психологии и додумали за другого человека, что он топит против психологии, хотя ничего такого там не написано. Так что и психолог вы их рук вон плохой и тем более ни шиша не смыслите в науке.
Своими словами Вы просто дискредитировали себя перед читателями, потому что очень редко встретишь настолько глупого и при этом самоуверенного в своей глупости человека)
Прогноз: психология часто не делает никаких выводов из собственных теорий и гипотез. Они как бы существуют сами по себе, но зачем, какие выводы - непонятно.
Как из того, что психология не формулирует никаких научных теорий, можно сделать вывод, что психология не делает никаких выводов из собственных теорий? Если, по-вашему, в психологии нет научных теорий, то откуда выводы? С логикой, у вас, автор, совсем плохо. Кол вам! :)
Психолог не может сказать "вам нужно перестать быть скотиной, иначе близкие отвернуться от вас в течение пары недель".
Очень даже может. Ничто и никто ему этого не запретит. Вот я, например, могу и говорю: автор, перестаньте кидать свой бред на вентилятор психологии, иначе сойдёте с ума, если вы на нём стояли! :))
Психологические теории никак не проверяются экспериментами.
Блин! А откуда же они берутся? Не из экспериментов и наблюдений? Не из педагогической или ещё какой практики? Из пальца высасываются? Как это ваше утверждение. А об экспериментах Ж.Пиаже вы что-нибудь читали? У-у-у, шайтан! :))
Что странно - они редко основываются на социологических исследованиях, хотя казалось бы, возьми эксперименты у "соседей", работай с этими данными!
Только законченный идиот спутает психологию с социологией.
Над социологическими данными, сделанными в лаборатории КТЗ (г. Калуга), где я работал одно время, и, между прочим, сам проводил под нажимом начальства соц. исследование, можно было ржать бесконечно. Там если выводы, сделанные по данным исследования, будут не угодны начальству, оно их забракует и заставит написать те, которые ему выгодны.
То же самое - в более крупном масштабе, в масштабе всей страны. Социология - служанка аппарата госуправления. О какой науке тут может идти речь? Разве что есть какие-то независимые от государства социологические институты. А вы их видели?
@Корень Владимир, социологические исследования тоже могут быть вполне научными :)
Психолог. Быстрое и бережное решение психосоматиче...  · 5 окт 2022  · imok.su/qp
Я уверен, что главная причина таких обвинений — сопротивление. Человек охраняет свои границы. Ему отвратительна сама мысль, что кто-то может понять о нём что-то интимное, какие-то его страхи, мечты и т.п. И человек, чтобы... Читать далее
Одна консультация бывает полезнее тысячи ответов. Нажмите здесь, найдём решение.Перейти на imok.su/ok
7 экспертов согласны
Психология ничего не теряет от ярлыка "псевдо"...
Лучший
Гештальт-терапевт. Коуч.Аудит кода внешности. ht...  · 6 окт 2022
Я неоднократно замечала, если человек не умеет хорошо выполнять свою работу, то он и чужую работу не способен оценить. Вандализм, как мне думается, присущ тем, кто ну совсем ничего не может делать качественно. Может и с... Читать далее
Коуч. Гештальт-терапевт. Аудит кода внешности. 18 лет практики.Перейти на vk.com/ayupovaekaterina
2 эксперта согласны
Психолог. Глубинный аналитик  · 5 окт 2022
Попытки обесценить психологию, называя ее лженаукой, вызваны "сопротивлением материала". То, с чем работает психология, таким образом сопротивляется уничтожению. То, что мешает развиваться человеку, мешает и развитию психологии... Читать далее
С благодарностью за ваши вопросы, подходящие к моим ответам, Анна РоговаПерейти на vk.com/id31409339
1 эксперт согласен
Объясните мне конкретно из чего состоит душа? И как, каким способом, из чего, сделали (сотворили) человека? Это... Читать дальше
Аккредитованный врач психотерапевт, психотехнолог...  · 5 окт 2022
Действительно есть две разные психологии: классическая академическая психология(изучает поведеческие реакции человека, особенности восприятия информации и тд) и практическая психология (практическое искусство помощи одного... Читать далее
Записывайтесь на бесплатную онлайн консультацию!Перейти на t.me/omelianchuk_av
1 эксперт согласен
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 5 окт 2022
— Вот все говорят, Карузо-Карузо! — мол, гений. А я послушал — так себе певец. — А вы слушали великого Карузо? — Я лично — нет. Мне Рабинович напел! Эти люди просто настоящей психологии и не нюхали. А судят о психологии по тем н... Читать далее
"Ни слуха, ни голоса у этого Карузо, да еще и картавит)"
Психолог: консультации онлайн. Публицист...  · 7 окт 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
Нашёл старый вопрос: Почему психология считается лженаукой? Этот вопрос я уже раскритиковал как банальную манипуляцию…)) Ваш вопрос, в отличие от него, совершенно корректен. Некоторых людей мотивирует называть психологию... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
Спасибо, ценный ответ.
Психология и психосоматика  · 10 окт 2022  · lmdoc.ru
В профессии нет чётких профессиональных рамок. И она дискредитирована. Врач не имеет права работать без диплома, психолог - пожалуйста! Врач должен постоянно подтверждать квалификацию, проходить обучение, иначе теряет право... Читать далее
Очно и онлайн. Все решаемо. Перейти на lmdoc.ru/popova-anastasiya-aleksandrovna
А в чём сложность отличия, если ориентироваться на диплом или сертификат?
Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на коммент...  · 7 окт 2022
Это очень сложный и довольно болезненный вопрос для обеих сторон. Недаром ответы психологов более эмоциональны, чем логичны.  Сам вопрос "Что мотивирует… " гораздо более научно звучит, чем все ответы, призывая холодным умом... Читать далее
> Ну например попытки систематизировать психотипы людей, найти взаимосвязи между физическими данными и психотипами... Читать дальше
Психолог. Специализация - РПП (пищевые расстройств...  · 7 окт 2022  · b17.ru/privalova_ekaterina
Легче всего обозвать лженаукой то, что я не понимаю, в чем не разбираюсь или не хочу знать. Плюс меня веселят утверждения вроде "хороших психологов ещё меньше, чем хороших врачей". Хочется спросить. Какие исследования, опросы... Читать далее
Моя анкета на сайте психологов b17.ruПерейти на b17.ru/privalova_ekaterina