Корректный ответ будет зависеть от того, что точно имеется в виду в вопросе под "вместо сна".
Согласно буддийскому канону, даже сам Будда Шакьямуни спал по 2 часа в сутки (с 11 вечера до 1 часу ночи), что, конечно, очень короткий, но всё же сон. Современные учителя в южной традиции буддизма говорят о том, что 4-6 часов для опытного медитирующего — полностью достаточно для восстановления.
Во-первых, возможно использовать осознанные сновидения для того, чтобы продолжать практику. Особенно это направление развито в тибетском буддизме. Время человеческой жизни конечно, и занимаясь практикой только лишь в состоянии бодрствования, можно не успеть пройти в интересные глубины сознания, поэтому разработаны специальные практики в осознанных сновидениях. Они так и называются — "йога сна".
Во-вторых, возможно сохранять медитативное состояние сознание (а точнее, сознавать происходящее) не только в бодрствующем состоянии, но и во сне со сновидениями, и даже в глубоком сне без сновидений. Ничего нет, ни тела, ни мыслей, ни образов, но сознавание присутствия — есть. О возможности этого сказано в Упанишадах, об этом говорил и индийский учитель Рамана Махарши.
Если не спится, если бессонница или сложно уснуть, возможно ли использовать это время для медитации таким образом, чтобы восстановиться, отдохнуть и перезагрузиться?
Однозначно, возможно!
Во-первых, практика медитации сама по себе отлично успокаивает и расслабляет, и многие люди, мучающиеся бессонницами, обнаруживают, что легко и быстро засыпают — как в результате начала регулярной практики в целом, так и в процессе конкретной медитации (поскольку наблюдать за дыханием — гораздо эффективней, чем считать овечек).
Во-вторых, можно использовать специальные техники "внимательного покоя", которые позволяют расслабиться и отдохнуть в тех ситуациях, когда это сделать естественным образом не получается (бессонница, боль, тревога). Вот здесь есть обзор этих техник:
http://victorshiryaev.org/wp-content/uploads/2015/09/Внимательный-покой.pdf
(почему-то не вставить ссылку, можно использовать гугл: "внимательный покой шинзен янг", там будет pdf с обзором этих практик).
Преимущество этих техник в том, что они позволяют использовать (обнаруживать или создавать) покой в *любом* сенсорном канале (телесном, аудиальном или визуальном), без необходимости, чтобы обязательно сложились все идеальные условия для сна.
Чем лучше у вас развиты навыки внимательности и концентрации, тем больше реального покоя и отдыха вы сможете извлечь из этих сенсорных каналов. А чем больше вы практикуете эти техники, тем глубже развиваются эти навыки.
Как и в медитации в целом.
Да, только вот души у нас нету, мы всего лишь то ходячие куски мяса.