Как распознавать?
А зачем?
Все клиенты лгут.
Себе лгут значительно чаще, чем психологу. Именно поэтому приходят с абьюзом, травмами, драмами.
Методы обработки вторичных выгод и покрывающих проблем разные в разных школах.
Там ссылки на классификацию игровых и рентных клиентов, книгу по теме и список ситуаций из опыта.
Я не расписывала, как распознаю. Разные ситуации – разные методы. Иногда просто «понимание с опозданием» по «совокупности достижений».
А вообще, зачем что-то оценивать как правду или ложь? У меня пара была, с которыми работала по отдельности. Они мне каждый свой конфликт описывали по отдельности с совершенным совпадением фактов. Казалось бы, должны «душа в душу», а нет. До драк. Ну и что с того, что они «правду говорили», если правда про действия, а нужна правда про состояние и восприятие?
Если ложь какая-то угрожающая репутации, жизни и здоровью? Что например? У клиентки нет проблем, она хочет затащить вас в постель? Ну флиртовать будет. Хотя с другой стороны, как это нет проблем, если с психологом вместо работы устраивает праздное времяпрепровождение?
Клиент распространяет ложь о вас у вас за спиной? Это часть работы психолога. Психолог делает больно, клиент мстит пассивно.