В последнее время всё чаще говорят о том, что эмоциональный интеллект играет едва ли не более важную роль в развитии и успешности человека, чем IQ. Почему это так и на чем основано это утверждение?
Прежде всего, определимся с терминами. Под эмоциональным интеллектом ребенка мы понимаем умение определять свои эмоции, признавать их и регулировать. Кроме того, это умение правильно распознавать эмоции других людей и соответственно строить свое поведение.
Звучит довольно просто, но почему это так важно для продуктивного и успешного развития и обучения ребенка? Часто можно наблюдать или слышать от родителей и учителей слова: «Он очень смышленый ребенок, схватывает на лету, но много ленится или отвлекается, или не доводит дело до конца, или даже не пытается начать и сразу уверен, что ничего не получится…» И таких историй очень много. Много талантливых детей, которым что-то мешает развить свои способности. За последние десятилетия было проведено много исследований, доказывающих связь эмоционального интеллекта и успешности в обучении детей. Например, ученые факультета психологии Университета Центрального Ланкашира и факультета социальных и психологических наук Университета Эдж-Хилл провели исследование, результаты которого показали, что даже дети, не обладающие выдающимися способностями, но имеющие высокий эмоциональный интеллект, оказываются более успешными в обучении и показывают лучшие результаты, чем их ровесники с низким эмоциональным интеллектом.
Исследователи делают выводы о том, что развитый эмоциональный интеллект помогает детям в процессе обучения справляться со стрессом и быстрее восстанавливаться после него, оставаться спокойными и концентрироваться на выполнении задачи, определять и ставить цели, принимать взвешенные решения. Согласно исследованиям, дети с высоким эмоциональным интеллектом гораздо реже хулиганят, прогуливают уроки и демонстрируют деструктивное поведение.
Как же развить эмоциональный интеллект ребенка? Прежде всего, необходимо выстроить прочную эмоциональную связь внутри семьи между родителями и ребёнком. Невозможно просто сказать, как надо правильно себя вести. Одно из основных правил воспитания сводится к тезису: «Не рассказывай, а показывай». Поэтому родители своим примером демонстрируют ребенку способы справляться с эмоциями, а также через сопереживание и понимание помогают ему в минуты сильных эмоций. Не все из нас обладают необходимыми знаниями и навыками, но к счастью, всему этому можно научиться и результат не заставит себя ждать.
Понимая значение и важность эмоционального воспитания, можно значительно повысить не только шансы на успешное обучение ребенка, но и качество жизни всей семьи. Важно помнить, что в основе каждого нашего действия лежат эмоции и чувства – они формируют наши мысли; мысли определяют наши решения, решения влекут за собой действия, которые, в конечном итоге, определяют нашу жизнь. Стоит также иметь в виду, что воспитание ребенка – это командная работа всех взрослых, его окружающих, в том числе воспитателей и учителей. В государственных садах и школах зачастую упор делается на интеллектуальное развитие и образование, учебная программа там чрезвычайно насыщенная и дети вынуждены напряженно трудиться, чтобы своевременно её осваивать. Учителя тоже перегружены и потому внимание внутреннему развитию ребенка, в том числе эмоциональному интеллекту, почти не уделяется.
Альтернативные методики, как например, Монтессори-метод, предлагают не пренебрегать этой стороной развития личности. С самого раннего возраста педагоги детских садов и школ, работающих по методике Марии Монтессори, уделяют большое внимание тому, чтобы научить детей слышать самих себя, различать свои эмоции и понимать их, уметь объяснить свои чувства другим, контролировать эмоции, а также понимать чувства других людей и сопереживать им. Такое осознанное формирование эмоциональной среды в группе способствует тому, что дети чувствуют себя спокойно, учатся самоконтролю и самодисциплине, что создает максимально комфортные условия для обучения детей и, что немаловажно, для их самообразования, потому что такие дети не утрачивают интереса к познанию и исследованию окружающего мира.