Ум – системное свойство психики, высшая психическая функция. Он не плохой, не хороший, не умный, не глупый. Как память – просто слово, которое что-то означает, но не имеет негативной или позитивной окраски (плохая или хорошая память).
Ум означает способность к мышлению. Не само мышление, а потенциал, возможность.
Разум либо имеет «положительную окраску»: разумный, разумеющий – тот, у кого «ум хороший» или тот, кто «умеет умом пользоваться».
Другое значение разума – антипод уму. Ум = антиразум. Разум = антиум. Или ум ≠ разум. В этом смысле речь идет о том, что тот разумен (безумен, без ума), кто не «мудрствует лукаво», а «видит суть», как есть. Он избавился от размышлизмов, суждений, мнений, и видит сам, а не пользуется чужой моралью, правилами или системой мыслезаключений.
Рассудок в одном значении – это просто способность производить мыслительные операции (синтез, анализ, прогноз, редукцию, индукцию, дедукцию, экстраполяцию, отождествление, разотождествление, ассоциацию, диссоциацию, сложение, вычитание и прочее). Это не гарантирует здравый смысл или сознательное мышление.
Рассудочная деятельность может быть компульсивной, бесполезной, нецелесообразной. Рассудочный может быть безумным (в значении «психотик»).
В другом значении рассудок – так же способность к мышлению, но ассоциируется со здравым смыслом, осознанностью. Отсюда «безрассудство» считается «негативным» свойством.
Сознание – совместное знание – (1) восприятие общей для нас реальности с помощью органов чувств через фильтры мировоззрения. Может подключать мышление, может просто созерцать внешнюю реальность.
Также под сознанием понимается и (2) созерцание внутренней реальности, но обычно речь идет не о мыслительном процессе, а о непосредственном восприятии внутреннего пространства «без оцифровки» (навешивания лингвистических или языковых ярлыков). Тема скользкая, определений тысячи. В научно мире не принято давать определение сознанию, так как «никто не знает, что это такое». Питерская психологическая школа явно считает, что сознание – это мышление, и не стесняясь клепает курсы на эту тему.
Мышление – это способность к мыслительным операциям, например, синтез, анализ, прогноз, редукция, индукция, дедукция, экстраполяция, отождествление, разотождествление, ассоциация, диссоциация, сложение, вычитание и прочее.
Во втором значении мышление – это сам процесс произведения мыслительных операций, например вынесение суждений, оценок, мыслезаключений, сама процедура оценивания или именования или чего-нибудь еще, что связано с суждениями, идеями, мнениями.
Психика включает весь набор высших психических функций: память, внимание, восприятие, представления, ощущения, эмоции, мышление, волю, намерения и даже сны. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи. В смысле зрение, слух, мышление – это отдельные процессы, а психика – это штука, которая образует систему из всего-всего, что перечислено выше и ниже.
Интеллект (опять же, тысячи определений, дам своё) – это способность решать задачи. Выбирать наиболее короткий маршрут в лабиринте или находить одинаковые по цвету или размеру кубики в свалке. Это если очень просто. Выделяют сотни задач, которые относят к разным видам интеллекта (академический, практический, апостериорный, априорный, музыкальный, социальный и еще 150 видов и категорий).
Пост про интеллект:
Как отличить и отделить термины.
ПСИХИКА – «мамка», самая главная. Все остальные функции являются ее производными. Главными я бы назвала сознание и мышление, которые возможны благодаря более низкоуровневым процессам, например ощущениям и восприятиям.
Это спорная точка зрения. Есть точка зрения, что сознание является независимой субстанцией, и не является производным от психики.
В этом значении психика – скорее «фильтр» для входящего сознания. Чтобы осознавать не вообще совсем всё, а только то, что «поместится в голове» отдельного индивида.