Я когда-то рассуждал не про "механизм веры классических религий", а про "веру вообще" и чем она отличается от пресловутого знания.
Написал про это целую статейку на дзене. Может не самую удачную, но всё же. Вот она "
Вера и знание".
Нет смысла переписывать её полностью, приведу основную мысль:
Вера отличается от знания лишь тем, что опирается на недостоверные свидетельства. (чувства, эмоции, миражи тд, т.е. на то, что не проверено или не может быть проверено).
Этого нет в статье, но отчасти это перекликается с темой "сверхценных идей" с которыми человек не готов расстаться (это слишком болезненно для психики).
Например если человек верующий в реинкарнацию попытается осознать что никогда не увидит больше своего уже мертвого, но горячо любимого дядю, то ему будет очень мучительно вплоть до потери идентичности.
Или верящий в свою исключительность индивид может не смочь расстаться с этой мыслью, так как это повлечет глубокую депрессию вплоть до суицида от осознания что его родители воспитали обычного человека и тд..
То есть вера не просто прихоть, иногда она жизненно важна для отдельного человека, причем эта важность иррациональна.
Что касается "классических религий", то их можно рассматривать как систему знаний (иногда достоверных, иногда нет). Механизм веры в эти знания примерно такой-же как я описал выше.
Чаще всего истово верующий человек не может отказаться от веры так как это эквивалентно отказу от себя - самоубийству.
Можно порассуждать о том что вера "классических религий" как интерсубъектное явление является "удобным" способом "закрыть" некоторые сверхценные дислокации в психике. Это своеобразный негласный стандарт избавления от страданий и страхов определенного рода. Прошедший через миллионы личных опытов и вобравший в себя то, что позволяет ему продолжать движение эксплуатируя изъяны психики.
Кто-то считает, в этом свете, религию паразитом, но с такой точки зрения речь скорее о симбиозе нежели паразитировании.