Зависимость Руси от Орды продолжалось около трехсот лет. За это время много воды утекло, многое изменилось.
Обычно началом ига называют 1237, когда состоялся поход ордынцев на восточные и северные земли Руси. Но, несмотря на то, что это был кровавый рейд, татары ушли, не предъявив претензий.
Владимирские князья решили, что быть союзником или даже подданным такого сильного государства выгодно. И наперегонки поехали в Орду за ханским ярлыком. А ездить приходилось неблизко, в Забайкалье: 7000 верст в один конец. Поездка туда-обратно длилась 2 года. Православная церковь благословила, если даже не она это инициировала.
Было понятно (пример: битва при Калке), что раздробленной Руси с таким противником не справиться. Альтернативой был союз с Западной Европой. А вот этого церковь допустить не могла. Лучше язычники, чем католики!
На что надеялись православные? На веротерпимость Орды. Благодаря гибкой национальной политике Чингиз-хана ордынское войско включало в себя многие народы и многие религии. Были среди них и христиане, причем принявшие христианство задолго до крещения Руси.
Христианская церковь неплохо устроилась в Орде, посадив митрополита Ордынского. В Сарае были православные церкви. Александра Невского, который с помощью татарской конницы примучивал русские города платить дань хану, объявили «святым благоверным».
Иначе поступили князья юго-западной Руси. Даниил Галицкий бросился искать союза с западными странами, даже обещал Папе церковную унию, за что стал первым и единственным русским королем. Но поход Батыя на южнорусские земли, разгром Киева и поход на Запад привели и его на поклон в Каракорум.
Ордынское подданство приносило немалую пользу московским князьям, через которых шли сбор и выплата дани. Говорить о каком-либо ИГЕ было преждевременно.
Московская Русь находилась на краю ордынской ойкумены, ее особенно "не доставали". Основную экспансию чингизиды направили в Азию. Там они и приняли магометанство. Именно это и изменило отношение православной церкви. Поход Мамая мог закончиться воцарением его в Москве, обращением народа в мусульманство.
Уж как не хотел Дмитрий Донской выступать против Мамая! Сергий Радонежский заставил. Даже дал ему в помощь монахов, чтобы устыдить князя. Но командовать войском московский князь отказался: как бы чего не вышло. Его нашли после боя в доспехах простого воина под грудой мертвых тел. Но князь не был ранен.
После этого было взятие Москвы Тохтамышем, бегство Дмитрия, его унижение. Но Московское государство почувствовала свою силу, раздрай в Орде и ее слабость. Вот с этой поры ордынское подданство стало в тягость, превратилось в ИГО. Примерно с 1380 года.
Подводя итог можно сказать, что союз с Ордой имел для Руси двоякое последствие. Союз с сильным государством избавил русские земли от многих врагов. Он также способствовал объединению Московской Руси. В дальнейшем русские цари могли считать себя наследниками развалившейся империи. После взятия Казани ничто уже не могло сдержать русской экспансии на Восток.
С другой стороны, основным источником существования империи Чингиз-хана была война, грабеж других народов. Производительные силы не развивались. Это отрицательно повлияло и на русское государство. В результате Московская Русь отстала технологически от Западной Европы. Общественно-политическое развитие тоже было заторможено.