Начнём с того, что историк Карамзин Н.М. в предисловии к своей "Истории государства Российского " пишет, что автором теории монгольского ига является не он, а " Муж учёный и славный, Август фон Шлёцер", который установил, что Россия от времён Батыя и до Иоанна III... ДОЛЖНА быть названа угнетённою".
Алексей Шляхторов в своей книге "Как Золотая Орда озолотила Русь", М. , 2015 г. отмечает, что авторство понятия "иго" принадлежит не Шлёцеру. В русских летописях об иге не упоминается. Впервые этот термин употребили польский хронист Ян Длугош в 1479 г. и краковский профессор Матвей Меховский в 1517 г. С польской стороны это носило политический подтекст : появление могущественного соседа на Востоке – объединённого Русского государства на базе Москвы, Новгорода, Смоленска и присоединённых рязанских и чернигово- северских земель. Теперь это государство вполне логично и естественно претендовало на Киев, Полоцк и Волынь, оказавшиеся под властью Польши. В католической Польше как воздух нужны были козыри по части легитимности и законности её власти над этими землями. Особо отмечается тот факт, что в 1478 г. Новгород окончательно был поглощён Москвой, и уже в 1479 году проницательный Ян Длугош понимает – появилась новая "колоссальная империя". Поэтому Шлёцер в XVIII веке использовал уже готовый термин.
Что касается распространения "мифа", то я только перечислю несколько очень интересных работ, которые имеются у меня в личной библиотеке, в порядке их появления на прилавках магазинов.
Г.В. Носовский, А.Т.Фоменко "Русь и Орда", М., 2007 г.
Эти же авторы "Татаро-монгольское иго : кто кого завоёвывал", М., 2008 г.
Лев Шильник " А был ли мальчик ?"Скептический анализ традиционной истории. М.,2008 г.
Михаил Сарбучев "Никакого "ига" не было" Интеллектуальная диверсия Запада. М., 2012 г.
Алексей Шляхторов "Как Золотая Орда озолотила Русь". М., 2015 г.
Нужны документальные и археологические свидетельства, для обоих версий. А так это просто разговоры.
Хм... т.е. вы ученикам говорите о точке зрения Гумилева?
А то что дань платили? Это был способ взаимодействия?