Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем секрет хорошего исторического фильма или сериала?

Из чего складывается качественный исторический сериал? Что важнее — фактическое правдоподобие, соответствие духу эпохи или способность ответить на запросы современного зрителя?

ИсторияКино
Маша Фесенко
  ·   · 8,8 K
эмигрировала в XVII век  · 29 апр 2021  ·
tamozhnya_m

Тут встаёт встречный вопрос: что понимать под словом «хороший»? Если «хороший» и «качественный» не равно «популярный», то, вероятно, должно совпасть сразу несколько факторов.

Единственный исторический сериал, который я действительно люблю (могу говорить о нём бесконечно и всем очень рекомендую) — «Раскол» Николая Досталя, но о нём мало кто слышал, не то что смотрел. Попробую порассуждать на тему на этом примере.

Во-первых, я ценю «Раскол» за идеальный подбор актёров, работу костюмеров и художников-оформителей, звуковой ряд. Даже без учёта других факторов это кино просто приятно смотреть.

Во-вторых и главных, за то, как показана эпоха. «Раскол» не сосредотачивается на дворцовых покоях или конкретно проблеме старообрядчества (хотя она, разумеется, ключевая) — в нём показана повседневность XVII века, жизнь разных слоёв общества, частично отражены важнейшие события мирской жизни того времени. Да, бытовые вещи показаны не всегда точно. Да, во второй половине сюжет сильно скомкан. Однако этот самый быт и дух эпохи имеет место, что несказанно радует. Сильно недолюбливаю выражения типа «дух эпохи», «дух времени», но тут иначе сказать сложно: я вижу в «Расколе» не просто говорящие головы в декорациях XVII века, а живую реальность прошлого. И, да, разумеется, это возможно в том числе благодаря тому, что авторы относительно аккуратно, без слишком откровенных ляпов подошли к историческому материалу.

В-третьих, у сериала есть концепция: он сосредоточен на проблеме религии, но в итоге не принимает ничью сторону — ни Никона, ни Аввакума, ни царя. То есть, с одной стороны, есть стержень, с другой — не навязывается какая-либо идеология. С этой концепцией можно спорить, но само её наличие, на мой взгляд, играет положительную роль.

Наконец, в-четвёртых, отчасти здесь можно говорить и об удовлетворении зрительского запроса. Медиевист Олег Воскобойников считает, что средневековый человек почти не отличается от современного. Я за шесть лет исследований XVII века пришла к мысли о том, что в России с тех времён мало что поменялось. И «Раскол» это очень неплохо демонстрирует. Несмотря на тот самый пресловутый дух эпохи, параллели с нашим временем легко просматриваются — это, полагаю, всегда интересно.

Таким образом, я думаю, что качественный исторический фильм/сериал — это тот, где авторы продумали детали, отрефлексировали концепцию, показали разные стороны эпохи и хоть немного ответственно отнеслись к историческому материалу. А от глубины проработки всего этого будет зависеть популярность снятого (вероятно, в обратной пропорции).

2 эксперта согласны
Настоящие стихи фильмы рассказы и сказки это всё из жизни, сейчас телевидение очень изменилось, больше истены... Читать дальше
Аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В...  · 2 авг 2021
Я думаю, критерии успеха в целом таковы: - подбор актёров, их игра, "проживание" ролей - проработанный и интересный сценарий - достоверность (работа исторических консультантов, художников по костюмам, реквизиторов и т.д.) - в... Читать далее
Моя страница в научной системе МГУ "ИСТИНА":Перейти на istina.msu.ru/profile/dasevo
кинодокументалист, редактор, архивариус   · 1 авг 2021
в оригинальном (интересном, самобытном) взгляде автора фильма на те или иные исторические события. а за "достоверностью" - идите в архивы, изучайте реальные документы. ну, или смотрите летописные (репортажные) съёмки, если... Читать далее
Московский риэлтор  · 29 апр 2021  · homestaging.ru

Самое важное - талант сценариста, режиссера и размер бюджета. Ведь зрителям должно быть интересно, а этого не так то и просто добиться. Еще на исторической теме легко можно скатиться в примитивную агитацию.

Закарпатська газдиня.Читаю, отвечаю за то, что...  · 29 апр 2021
Ну как было сказано, "хороший" - понятие субъективное. Так что мое субъективное мнение - "хорошесть" точно не в соответствии актуальным запросам зрителей. Знаю я эти запросы, что на Востоке, что на Западе, спасибо, мне не надо... Читать далее
Деятельность в области безопасности.  · 29 апр 2021
Тут вопрос хорошего по каким критериям? Для киноакадемии хороший будет сериал с большим бюджетом, качественной технической работой, отработанной повесткой. С точки зрения реконструктора - соответствие заклёпок и поведенческое... Читать далее
Закупщик-снабженец, лингвист-переводчик, историк,...  · 14 нояб 2021
На мой взгляд в первую очередь сериал и представленные в нем события должны быть достоверными и выполненными в духе своего времени, т.е. режиссер должен поставить зрителю: а) костюмы, атрибуты и предметы быта б) речь артистов... Читать далее
Я знаю много и давно живу. "Простой инженер".  · 29 апр 2021
Исторический фильм будет хорошим, если его будут смотреть, причём - массово. А для этого он должен быть не совсем историческим, в нём должны угадываться современные животрепещущие вопросы, те, что волнуют миллионы людей, лучше... Читать далее
инженер, почти хобби чтение: историческая...  · 29 апр 2021
Расставил бы секрет создания качественного фильма или сериала, включая конечно же и прозу и даже историческое эссе, основанного на исторических событиях в такой последовательности: - сюжет фильма, произведения базируется на... Читать далее
Люблю историю Ненавижу Коммунистов  · 30 апр 2021
Во многом в правдивости фактов, ну к примеру захотели снять фильм про королеву Английскую но Королева чернокожая в фильме это для того что-бы угодить Леволибералам, и подобным им. Но на этом далеко не пойдешь, нужны многие... Читать далее