Дело здесь вовсе не в Сталине, а в социальной структуре СССР и особенностях социальной жизни СССР в сравнении с царской Россией.
- Царская Россия была феодальным государством, построенным по сословному принципу. Что это значило? Это значило, что "социальный лифт" в дореволюционной России полноценно работал лишь для привилегированных сословий. Так, чтобы получить образование в размере современной неполной средней школы, необходимо было жить в городе (на 1897 год - 20% населения) - а такое образование было необходимым условием для военной или чиновничьей карьеры.
- После 1917 года сословная система была разрушена. Более того, коммунисты сделали все, чтобы разрушить ее не только формально, но и реально, через вовлечение бывших "непривилегированных сословий" в политическую жизнь страны и через образовательно-просветительскую деятельность (ликбез). Соответственно, в сравнении с дореволюционной Россией, в СССР при Сталине (1920-е - 50-е годы) существовала колоссальная социальная конкуренция.
- При этом, однако, нужно заметить, что работа новых социальных лифтов была в значительной степени затруднена. Первое - из-за слабого развития экономики. Говоря современным языком, "Москва не резиновая, а Газпром только один". Второе - из-за стихийного образования в 1920-е годы нового привилегированного слоя, т.н. "советской интеллигенции" (потомственные горожане, после 1917 года перешедшие на сторону советской власти). Этот слой намертво перекрывал возможности для социального роста кандидатам из низов.
- Удобным способом решения этой проблемы могло быть форсирование развития страны (коллективизация, индустриализация). Но, во-первых, даже при самых больших усилиях форсирование развития шло слишком медленными темпами, чтобы обеспечить работу социального лифта для всех подходящих кандидатов. Во-вторых, форсирование развития подразумевает использование насильственных методов развития. И не только в целях развития, но и в целях социального роста.
- Таким образом, "последовательное уничтожение революционеров" с точки зрения развития социума было своеобразной формой социального лифта. Т.е. дополнительным требованием к элите, в условиях колоссального давления снизу, становилась не только профессиональная, но и идеологическая безупречность.
- Если посмотреть с этой точки зрения, то "прополка" элиты в сталинском СССР проводилась примерно каждые десять лет. Коллективизация и политические процессы рубежа 1920-х-1930-х (дело Промпартии, шахтинское дело, дело "Весна" etc), ежовщина (1937-38), Ленинградское дело и борьба с космополитизмом (1948-50), плюс гражданская и Великая Отечественная война как невиданной силы социальный лифт. Можно также заметить, что вслед за каждой "прополкой" всегда следовала "коррекция".
С точки зрения абстрактного гуманизма, подобные методы социального развития могут показаться чудовищными. Однако, если на первый план ставить успешное развитие государства как "концентрированного социума", они ничем не хуже более привычных для нас.