Я обучаю в своей школе алгоритмам, по которым им легче будет ориентироваться. Это ни в коем случае не шаблоны, иначе продавцы будут выглядеть, как сверхзамотивированные роботы. Я за индивидуальный подход. Конечно, этапы продаж нужно соблюдать. Нередко при анализе работы персонала заказчика наблюдаю, что при завершении продаж обнаруживается важное, что нужно было узнать на этапе формирования и выявления потребностей, и это влияет полностью на результат - предлагается иной товар, то есть всё заново. А некоторые уникумы решают познакомиться с покупателем лишь на последнем этапе, когда берут уже контактные данные… Всякое бывало. Технология продаж такая же технология, как приготовление пищи, шитья, и т.д. Мы же сначала моем овощи, чистим, режем, потом только варим в определенной последовательности, а не наоборот.
Но могу сказать в пользу шаблонов немного, хотя вы поняли, что я за алгоритмы, но никак не шаблоны. Кому они подойдут? Для уверенности в начале пути стажерам. Или для наглядного примера, чтобы понимать, в каком направлении двигаться. Любая импровизация - это хорошо отточенный навык.