Из вопроса не совсем понятно о каком уровне управления идёт речь. Управление командой это широкая тема от «уметь получать от людей ожидаемый результат» до «уметь перестраивать работу подразделения, реализуя потребности бизнеса за счет повышения общей эффективности».
Если говорить об управлении одной командой — роль бригадира — то это одни инструменты. А когда нужно управлять несколькими командами — тогда это другой уровень управления и добавляются другие инструменты — это менеджер среднего звена.
В первом случае вы управляете исполнителями, а во втором — руководителями.
Также многое зависит от уровня ответственности, которая лежит на управленце — к примеру, он может вести собственные проекты внутри подразделения, а может просто реализовывать роль исполнителя внешних проектов, где проектами управляют другие менеджеры.
Для примера приведу несколько инструментов, которые могут быть полезны для бригадира и менеджера среднего звена.
Руководитель команды (тимлид, бригадир)
Полезные инструменты:
- принципы роста и развития взрослых людей
- управление по типу мотивации (например, модель Герчикова)
- smart — постановка задачи
- методы делегирования полномочий/задач/областей ответственности
- фасилитация — инструменты управления групповыми встречами и обсуждениями
- сценарии проведения встреч по обратной связи (положительная, корректирующая обратная связь)
- методы оценки эффективности сотрудников (если это применимо в организации)
- методы проведения тимбилдингов
- инструменты коучинга, наставничества
- методы проведения встреч «ретро» (по итогам запусков проектов, например)
- управление конфликтными ситуациями
- статистические методы анализа качества процессов
Руководитель руководителей (менеджер среднего звена)
Дополнительно к следующему могут быть полезны инструменты и направления:
- управление кросс-командными коммуникациями
- управление кросс-командными проектами
- метод постановки целей по OKR (Objectives and Key Results) и другие
- инструменты формирования проектных команд, состоящих из сотрудников смежных подразделений
Есть много других полезных инструментов, все назвать невозможно. Для подбора нужных инструментов стоит проанализировать применяемые в работе виды менеджмента, а инструменты подбирать уже исходя из этих потребностей внутри каждого вида менеджмента.