Надо у носителя мандража спрашивать.
- Бывают психологические травмы, если ребенка в детстве игнорировали, не принимали во внимание. Или, наоборот, было агрессивное внимание («встань на табуреточку, расскажи стишок»).
- Бывают психологические причины нетравматического происхождения. Просто новый опыт. Человек недавно выступает. Или впервые на большую аудиторию. Или впервые перед важными персонами.
- Может быть организационная банальщина. Не получилось сразу начать трансляцию презентации, не работает мышка (пульт от проектора, микрофон), выступление начинается с опозданием.
- Бывает оратор-двоечник. Просто не выучил материал, понадеялся «на авось» или искусство импровизации.
- Бывает оратор с дефектами речи. Косноязычный, шепелявый, картавый, с небольшим словарным запасом. Может, с большим, но не в этой теме (но не на этом языке).
- Бывают «магические причины». Пробежала черная кошка, выпала из ботинка счастливая монетка (из кармашка счастливый амулет).
Вообще опыт — штука наживная. В первый раз — страшно, в сотый — пофиг. В двухсотый — скучно.
По идее должен наступать мандраж перед каждым новым опытом выступления. Например, человек выступал перед живой аудиторией, напрягся перед первой онлайн-трансляцией. Человек спокойно писался на камеру, когда говорил для продюсера и оператора, напрягся, когда впервые пришлось писать видео без зрителей. Например, в ковидные времена многие писались дома на свои телефоны. Это тоже особый психологический барьер, когда ты говоришь, как идиот со своим телефоном, никого нет, а надо изобразить внимание к несуществующей публике. Схожий эффект бывает на трансляциях в социальных сетях, когда не видишь зрителей / пользователей, ощущение, что «сам с собой».
На первых пробах вылезают всякие комплексы, тревоги, страхи, опасения. Особенно, когда выступаешь на новой платформе и просто не понимаешь, идет трансляция и запись или еще не начались. А как проверить — не знаешь.
Причины бывают разные, но в целом они все связаны с феноменом внимания. Обмен вниманием — это все, что происходит между людьми. Даже если это внимание упаковано в виде подарков, комплиментов, ругани, это всё равно внимание. У многих людей были проблемы с получением позитивного внимания, принятия, уважения, одобрения. Зато не было проблем с получением агрессивного внимания, отвержения, игнора, обесценивания. Вот эти «приветы из детства» и вылезают на сцене / на кафедре. Иногда это может быть связано с внешностью оратора. Привык выступать за кафедрой, где видно лишь верхнюю часть туловища. Впервые на сцене сидит в кресле на уровне глаз зрителей, чувствует себя голым, особенно если не догадался одеть юбку подлиннее или каблуки пониже. Или верит, что у него самые страшные на свете колени (икры, ступни) или жирная попа. Это тоже про внимание — когда высмеивали внешность, одежду или стиль.
Легкое волнение перед аудиторией в принципе должно быть нормой. Внимание все же — энергия. Не в эзотерическом, а электромагнитном смысле. Когда на одного человека устремлены сотни глаз, плюс освещение прожекторов (если это съемки) — много света. Много ответственности. Наврать одному слушателю — не страшно. Наврать большой аудитории — может «прилететь». Недовольство, критика, контраргументы. Спорить с одни оппонентом легко. Спорить с недовольной аудиторией иногда трудновато.