В сути данного вопроса существенны три аспекта.
Первый аспект. Разговор про права и обязанности непременно возникает в двух случаях:
- В самом начале какой-либо деятельности. В школе это начало учёбы в 1-м классе, в 5-м классе (попадание в совершенно иную учебную среду) и в 10 классе (попадание в иную целевую ситуацию). Здесь, на старте, актуальны общие слова про права и ответственность. В тексте того же "Закона об образовании в РФ" (273-ФЗ) эти слова есть.
- Особый интерес (на этот раз уже практический) возникает в ситуации нарушения привычного течения деятельности (в данном случае образовательной). Это важно! Пока учение протекает нормально, разговоров о правах и обязанностях не возникает, они не нужны, они сами собой подразумеваются. Права и обязанности заключены в самой сути образовательного процесса. Учитель передаёт знания - ученики его получают, учитель организует учебную деятельность - ученики в неё встраиваются, ученики выполняют учебные задания - учитель их проверяет и корректирует и пр. Но как только учитель, например, не может что-то объяснить (нарушение процесса), так сразу возникают разговоры о том, должны ли делать что-то ученики в ситуации неполноты информации, вправе ли они отказаться от выполнения домашнего задания и пр.
Второй аспект. Школьная образовательная деятельность протекает в совместном труде учителя и ученика. Это неразъёмная пара. Обучение располагается не на стороне учителя, и не на стороне ученика. Оно между ними. Это их взаимодействие. И потому права и обязанности здесь неделимы. Нет, формально можно всё что угодно разделить (например, в правилах поведения ученика или в трудовых функциональных обязанностях учителя). Но на практике это единство. Ученик не сделал домашнее задание - ответственность и на ученике, и на учителе (ученик, например, не проявил волю, учитель недостаточно мотивировал ученика). Учитель недостаточно ясно излагает тему (а зачем, если нет соответствующего запроса аудитории, если большинству учеников всё равно). Здесь учителя и ученики учатся друг у друга. Позвольте пример из практики. По молодости, на одном из уроков я не сдержался и начал говорить с учениками на повышенных тонах (да просто кричать). Ученики мои слушали меня сначала притихнув, затем успокоившись. Наконец один из них сказал: "Сергей Александрович! Это не Вы. Вы так не можете разговаривать". Это был урок на всю жизнь. Кто кого здесь воспитывал? Кто за кого отвечал? Помните, "мы в ответе за тех, кого приручили" (А. де Сент-Экзюпери). Мы приучаем учеников, а они приучают нас. На всю жизнь. Навсегда.
Третий аспект. Говоря об ответственности мы всё время забываем, что это очень непростое дело. Из словаря: "Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты". Задумайтесь, многие ли из нас, взрослых людей, могут "обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия ... своих действий, ... делать выбор формы своих поступков". А откуда дети это всё вдруг могут? Они ведь даже не понимают, что такое ответственность. Потому, прежде, чем говорить с ними об ответственности, их нужно ей учить. Потихоньку, шаг за шагом прививать видение и осознание ответственности. По правде говоря, не дурно было бы этому и учителей поучить.