На первом месте за обучение ответственен учитель, так как он своим отношением, компетентностью, заинтересованностью и даже радостным задором может привести своих учеников к хорошему результату. Даже такая, казалось бы, мелочь, как настроение учителя, влияет на процесс обучения. Если человек пришёл работать в школу, он изначально взял на себя ответственность. Реально повлиять можно со стороны психолога, классного руководителя, социального педагога, логопеда, заместителей директора и самого директора на многие аспекты. Понятно, что такой узкий специалист как логопед работает над постановкой правильной речи, даёт рекомендации родителям, проводит занятия. Соцпедагог работает по поведению и правонарушениям, психолог выравнивает психологическое состояние. То есть, каждый на своём месте делает свою работу, чтобы повлиять на конечный результат. Директор тоже может влиять на многие моменты. Из опыта могу сказать, что повлиять можно и на учителей, указать на то, что можно улучшить, поменять, замотивировать человека в хорошем смысле этого слова, побеседовать, может, проблемы есть, обсудить их, найти решение. А вообще, очень много можно писать об этом. Интересный вопрос. Я считаю, что каждый человек, который находится в стенах школы,может реально повлиять на обучение. А дети - это такие люди, которых мы учим не только знать предмет, но и правильно жить.