Контролировать - нет. Помогать обязательно. Выбор профессии - это тяжелый выбор ребенка (зачастую первый и серьезный). Осложняется он, в первую очередь, физиологическими особенностями (незрелостью коры головного мозга, что не дает возможности в полной степени мыслить системно и выстраивать причинно-следственные связи), Также, исходя из практики, дети просто не умеют делать выбор. А тут они попадают в ситуацию давления в школе. И что им меньше всего в этой ситуации нужно, так это давление дома (а контроль (исходя из семантики слова) - это властное целенаправленное воздействие одних людей на поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо).
Нужна помощь, поддержка, сопровождение, но не контроль.
Лучше помочь ребенку понять: "Кто я? Какой мир профессий? Как сделать выбор".
Если передавить, подросток конечно последует воли родителей, а дальше (опять же исходя из практического опыта):
- бросил институт
- закончил, но находится в поисках себя и найти не может
Есть и хорошие окончания подобных историй:
- красный диплом, путь "околопрофессиональный"
- по ходу полюбил свое дело
- просто получил диплом "для родителей".
Но зачем лотерея? Сейчас есть методики, которые позволяют найти компромиссное решение между убеждениями родителей и стремлением детей. Но лучше дать ребенку сделать его выбор и отпустить в его профессиональную жизнь.