Смысл вопроса, вероятно, заключается в бесплатности образования для обучаемого и его родителей (опекунов). За редким исключением за образования платит либо бюджет из наших налогов, либо попечитель (спонсор), который платит то же по сути нашими деньгами, то есть из наценки на товар или услугу покупаемые нами от попечителя.
В чем же ценность (надо полагать моральная) бесплатного образования? Прежде всего это социальная доступность. Если школа образовательная, то каждый ученик может посещать эту школу независимо от социального и экономического статуса своих родителей. Если же школа специализированная, то в нее может посещать так же любой ученик, способности которого соответствуют обучению в специализированной школе, опять же независимо от социального и экономического статуса родителей.
Конечно в бесплатном образовании есть свои плюсы и свои минусы, как и в прямом платном образовании.
Но нужно заметить, что как платное, так и бесплатное образование не имеет различия по успеваемости для самого ученика. Если он разгильдяй, то неважно в какой школе он учится. Это важно для его родителей, для которых это вопрос престижа. А так же имеет значение для учителей, размер заработной платы может существенно различаться.
При этом как в платной, так и в бесплатной школе никто не возбраняет брать (давать) дополнительные уроки за плату, хотя это хороший повод для шантажа родителей. "Вы знаете, ваш сын (ваша дочь) не осилил(а) материал, и я вам настоятельно рекомендую нанять репетитора, что бы он(а) его усвоил(а), но я бы мог(ла) позаниматься с ним (ней) в мое свободное время за более умеренную плату"