Простой ответ на этот вопрос будет таким: все дети любого возраста (и даже взрослые!) восприимчивы к обучению через игры.
Гораздо интереснее сформулировать проблему не на возрасте как таковом, а на методах обучения через игру, к которым более восприимчивы те или иные возрастные группы детей.
В практике геймификации нашей международной онлайн-платформы
Novakid, которая специализируется на обучении детей английскому языку, мы стараемся учитывать возрастные особенности, разделив учеников возраста от 6 до 12 лет на три подгруппы. Так, дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет и больше в процессе игры гораздо больше привлекают визуальные эффекты — картинки, комиксы, нежели развитие сюжета. Кроме того, отсутствие текста в играх для этой возрастной группы будет даже плюсом.
Ученики младшего школьного возраста – от 6 до 8 лет, уже способны следить за несложным сюжетом, однако все еще не готовы к глубокому социальному взаимодействию. Для этого возраста отлично подходит упрощенная подача с несложной сюжетной линией, минимумом текста и большим количеством визуального содержания.
Ученики от 8 лет и старше вполне готовы к достаточно сложному контенту с элементами межличностных коммуникаций. Детей этого возраста интересуют достаточно детализированные персонажи, сложные развития сюжета, их не обременяет необходимость читать текстовые описания.
В этом возрасте детская аудитория уже восприимчива к индивидуальным предпочтениям игрового геймплея. Дети, как и взрослые, могут быть «накопителями» (achievers), «киллерами» (killers), «исследователями (explorers) или «любителям общаться», «социальщиками» (socializers).
Даже взрослые не любят читать скучные текстовые описания сюжета перед началом игры, а дети и подавно. Именно поэтому начало каждого уровня (или раздела) учебной игры следует по возможности снабдить видеороликом, комиксом или рисунками, раскрывающими полезную информацию о с игровом мире или предстоящем занятии.
Переходя к очередному уровню игры, ученик продолжает упражняться с уже привычными персонажами и содержанием, и это может значительно отразиться на результативности обучения. В идеале такой вступительный материал стоит подготавливать отдельно для разных групп разного возраста.
Возрастные особенности также стоит принимать во внимание при разработке вариативности и режимов игры. Так, ученикам младшего возраста вполне достаточно режима самостоятельной игры. Детям постарше уже можно предложить состязание с ботом, который может настраиваться на уровень игрока и повышать сложность заданий по мере роста его навыков.
С определенного возраста детям также будут интересны игры в виде состязаний «один на один» или даже «команда против команды». В перспективе игровой онлайн-проект также может вырасти до уровня проведения турниров, конкурсов и других массовых активностей.
Дальнейшее развитие игры может включать расширение вариантов развития сюжета и степеней сложности. Для стимулирования интереса к игре со стороны детей постарше также будет полезно внедрение мета-механик – таких как рейтинги успехов или «тайминги», позволяющие получить дополнительные очки к рейтингу за выполнение ежедневных заданий.