Здравствуйте Николай. Конечно я не смогу дать Вам прямой ответ на интересующий Вас вопрос т.к. я учитель биологии да ещё бывший (мне 70 лет и я уже 10 лет на пенсии). Но я буду рад если своими рассуждениями направлю ваши мысли в нужное, правильное направление.
Мне очень повезло в жизни. На моём жизненном пути встретилось много прекрасных, порядочных людей, специалистов в своем деле, молодых и очень не молодых. Общаясь с ними, я слушал, наблюдал, запоминал, брал себе на вооружение всё то доброе, умное, прекрасное, что я открывал в их поведении, речи, суждениях, советах, образе жизни. Но и от общения с не очень приятными людьми можно взять для себя полезное - не поступать так с другими людьми из твоего окружения. Пользуясь этим, полученным бесплатно, богатством я всё увереннее и смелее чувствовал себя в жизни, в профессии и семейных отношениях. Вспоминается мой институтский преподаватель, у которого я писал диплом. Он нам на прощание дал совет: "Если ученики тебя не уважают, предмет твой знать не будут". Вспоминая этот совет, я старался работать над своим поведением, речью, методикой преподавания, владением предмета, взаимоотношением с детьми и коллегами.
Помнится случай: первый урок в девятом влассе. Анатомия. Класс этот мне достался в нагрузку т.к. бывшая преподаватель покинула школу. Все дети решили испытать нервы нового учителя. Все дружно открыли учебники на той странице, где освещается тема размножения человека. Минуты две я стоял молча. Класс медленно успокаивался, недоумённо смотря на меня. При полной тишине я начал урок с внезапно вспомнившегося четверостишья:
-Закон забавный существует втихомолку:
Алмаз шлифуя, получаешь бриллиант,
Булыжник сколько не шлифуй - не будет толку,
Погубишь только время и талант.
и спросил, как бы им хотелось, чтобы я с ними работал, как с бриллиантами или как с булыжниками. Ответ меня порадовал и мы в конце урока были друзьями. В последствии этот класс стал одним из любимых классов. Они не знали, что в начале урока во мне клокотала ярость и роились мысли о звериных поступках, но я сдержался.
Очень мне помогала в работе практическая направленность знаний по моему предмету. Начиная новую тему, старался на доступном уровне объяснить детям где они могут использовать в жизни эти знания, с каким трудом они добывались учёными. Я убеждён, что хотя бы минимум знаний биологии нужен в каждой профессии, особенно в наше время. Одинаковых детей нет, хотя они обучаются в одном классе. Одному достаточно один раз объяснить и он понял. Другому после объяснения необходимо еще и прочитать, а третьему необходимо три раза объяснить без нервов, ласково, положив по-дружески свою руку ему на голову. (о контакте руки учителя с головой ученика проводились исследования и доказано положительное его влияние. Благодаря моему любимому склерозу я не могу вспомнить источники, откуда я их почерпнул). Моё умение дифференцированно подходить к каждому ученику пришло не сразу, хотя я очень старался.
Как ненавистны некоторым учителям поурочные планы. Мне же написание этих планов доставляло удовольствие. Это как сценарий будущего спектакля разыгрываемого у классной доски. Здесь надо вздохнуть, здесь охнуть, а здесь рассказать короткий детский анекдот по теме т.к. сложная тема урока и им (ученикам) нужно дать немного расслабиться. С поурочным планом тебе никак не свернуть в сторону. Он помогает логично излагать материал урока, а логичность изложения материала урока прямой путь к усвоению его.
Очень помогает учителю в работе постоянный, со вкусом оформленный кабинет. О! Как дети любят красоту! Их глазёнки загораются, улыбки на лице, пропадает желание писать "послания" на парте. Ничего так не раздражает как постоянно висячие, из года в год одни и те же, корявые, хотя и с умными словами, плакаты. Представьте: дети 6 класса входят в кабинет, а у доски висит
Все столпились, смотрят, читают, а некоторые и списывают. Они отвлеклись от предыдущего урока, забылся весь негатив, настроились морально на биологию.
Думаю дети 11 класса не останутся равнодушны от такого творения
У детей 8 - 9 класса, только начинают просыпаться чувства к противоположному полу. Им я мог повесить и такое произведение
Тему этих плакатиков можно взять и для классного часа
Жаль в моё время не было компьютеров и интернета. Там прекрасных стихов и картин....
А самое главное, что по этим плакатикам они судят и о личности учителя. Об этом я узнал случайно из разговора двух учениц.
Прямые рекомендации учителю можно дать только побывав на серии его уроков. Так как я был ещё и директором школы, я знаю это на собственном опыте. И еще я знаю, что хороший дельный совет даст коллега, который Вас ценит и уважает.
Сегодня на этом я остановлюсь. Хочу пожелать Вам успехов и удовлетворения в работе, любящих Вас учеников и уважающих Вас коллег.
Хочу подарить Вам аварский тост, взятый из книги "Аварские тосты", которую мне дали на одну ночь. Автора я вспомнить не смогу, но он связан с математикой и может пригодиться когда-нибудь.
Так говорят: муж - единица и ноль - жена, так говорят.
Всё, от того как встанут вряд две цифры, может измениться.
Когда нулём приходит в дом невестка с тактом и догадкой
Она за мужем став нулём супруга делает десятком.
А глупая жена пред мужем нулём становится вперёд,
И счёт идёт наоборот и результат конечно хуже.
Я пью за то, чтоб с добрым смыслом
Жена, с супругом жизнь деля,
Вела б его к высоким числам,
А не сводила до нуля
Прошу извинить за ошибки в пунктуации, если таковые присутствуют.
Для отстающих школьников - трудно что-то посоветовать, а вот для отличников и хорошистов можно время от времени подбрасывать известные парадоксы типа "Ахилл не догонит черепаху" или "Всякий треугольник равнобедренный", как... Читать далее
Личный опыт школьника (1985-1992)
Я не знаю, как называется эта методика, и существует ли она в виде теоретической доктрины. Я бы назвала ее «мотивация к кроссдисциплинарным знаниям».
Пример «отправная точка от литературы».
На... Читать далее
Чтобы повысить интерес к чему-нибудь, нужно объяснять для чего применяется та или иная область знания в науке. Математики и математических приёмов это тоже касается.
Пример: если ребёнку сказать: "Найди корни квадратного уравне... Читать далее