«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Я начинала работу в школе в качестве учителя истории и обществознания в 2009 году. Дети были разных возрастов, с 5 по 11 класс, я - молодой учитель... Сейчас я уже не работаю в школе, добилась успехов на поприще репетиторства.
В моей работе имеет место быть как очень талантливые дети, с которыми надо глубоко погружаться в пучину знаний, так и "запущенные" дети, ненавидящие предмет со школы, которых заставляют родители сдавать экзамены, чтобы поступить в ВУЗ.
И моя задача - вернуть их интерес к предметам, иначе ничего не получится.
Я прибегаю к следующим беспроигрышным тактикам в изучении истории и обществознания:
- Отказаться от академического языка, упрощать образы и сравнения до понятных моему ученику. Если ученик (а такие были) хочет не писать, а рисовать события, пусть рисует.
- Давать живые примеры, постоянно делать отсылки к сегодняшнему дню.
- Постоянно напоминать, что прошлое творили такие же люди, что и мы. Да, они обладали другим уровнем интеллекта, мировоззрением и ценностями, но это были люди, которым не чужды лучшие человеческие качества и худшие пороки.
- Рассказываю истории про людей и события. Про героев и антигероев, про спасение и предательство, про поражении и победы. Я стараюсь показать личность человека, которая не может быть белой или чёрной. Это человек со всем набором его страстей.
- Стараюсь много шутить, потому что шутка смягчает даже самое серьёзное повествование. А если брать шутки из самой эпохи, это позволяет еще лучше узнать мнение людей того времени о происходящем.
- Играть. Узнавать портреты, сводить "влюбленных" (известные пары правителей), создавать альтернативный ход истории, проживать жизнь за героя в его статусе...
Итог: дети перестают бояться, стираются жёсткие рамки восприятия, приходит понимание, что историю творили такие же люди, как и мы. И что сам ученик тоже часть истории и творит её, и что когда-то он будет упомянут тоже в учебниках будущего под словами "народ", "граждане" или "жители". И что самое важное, дети начинают читать, задавать вопросы, интересоваться, хотя ещё вчера они ненавидели предмет и считали его удасно скучным. И самое главное - гореть предметом, читать и делиться прочитанным за рамками учебников, делиться своими переживаниями о прочитанном/услышанном.
- Рекомендовать кино, сериалы, книги как альтернативу учебнику, рассказывать о художественном восприятии истории, спрашивать о впечатлениях от просмотренного /прочитанного.
С детьми нужно быть настоящим, они прекрасно чувствуют фальш.