Мотивацию обычно связывают с волевой сферой или со сферой потребностей. То есть, получается, что только сам человек, в нашем случае ученик, может быть мотивирован или не мотивирован по своему желанию, или в связи с наличием потребности, или с наличием осознаваемой цели.
Если произошло последнее - это мечта любого педагога. Ученик знает сам, зачем ему нужен именно этот предмет, или этот конкретный навык, или это конкретное знание. Ученик остро нуждается в учителе, как в проводнике к своей цели.
Однако, такое случается не часто, даже у взрослых на их работе.
Если педагог делает ставку на мотивацию, как на первичное условие, то педагог будет обречен на эксплуатацию любопытства - то есть поиск исключительно того, что ребенка заинтересует. Это путь аниматоров, кратковременный успех, фокусирование на предмете на короткое время, чтобы потом тут же предложить новый трюк, который снова будет удерживать внимание. Этакое жонглирование "шарами" внимания на уроке. Поверьте, довольно утомительное занятие, к тому же, все равно рано или поздно в забегах на длительные дистанции неизбежно ведущее к истощению фантазии у одной или у другой стороны.
А теперь предположим, что мотивация не цель, а следствие. Это как? Педагог владеет технологиями задачного подхода, проблематизацией, проектным способом - то есть педагог в процессе выполнения технологии грамотно синхронизирует учебную задачу по предмету и индивидуальную задачу ученика, периодически проверяя актуальность связи на рефлексивных остановках. Мотивация ученика станет следствием, так как учебный процесс для него станет осознанным, а положительная динамика результатов - закономерной. Как только ученик поймет, как учиться, его можно больше не заинтересовывать спецэффектами, потому что понятое содержание (то есть знание о предмете изучения) долгоиграющая мотивация для любого человека.