На мой взгляд есть три качества, которые отличают учителя от не учителя.
- Умение структурировать учебный материал. Без этого качества в головах учеников ничего не будет проясняться, все будет только запутываться. Причем, это умение должно формироваться на очень высоком уровне, гораздо выше уровня среднего ученого. Ученый может что-то недодумать, учитель должен стремиться додумывать всё. Картинка в его сознании (а значит, и в сознании учеников) должна быть предельно ясной. Ученики ведь моментально чувствуют недоговорки, даже легкую фальш.
- Умение присваивать материал. Если учитель передает ученикам чье-то знание, от имени кого-то (пусть и очень великого), то он, в конечном счете, становится ненужным. Ученики и сами со временем могут познакомиться с первоисточником. Учитель же передает ученикам не просто знание, а его личное знание, присвоенное знание, знание так, как он его понимает и видит. И для учеников именно это личное видение оказывается самым ценным. Не случайно мы и в старости говорим, что учились у такого-то.
- Учитель долен обладать эмпатией. Непосредственным чувством ученика. Он должен не просто видеть, но чувствовать его состояние, переживать вместе с ним, осваивать учебный предмет вместе с учениками заново и заново.
Часто задают вопрос: Неужели Вам не скучно из года в год повторять ученикам одно и то же. Нет, не скучно. Я уже иначе вижу предмет, не так как вчера. Мой мир уже изменился. И, главное, ученики другие. Они совсем иначе все воспринимают. Они сегодняшние идут за мной сегодняшним.