— Между обучением взрослых и детей много различий. Изучением и проектированием образовательного опыта для взрослого занимается наука андрагогика. Можно выделить пять основных принципов.
- Запрос на обучение. Может быть не до конца сформулирован, но у взрослых он точно есть. А у детей такого запроса, как правило, нет. Запрос влияет на мотивацию. Например, «Я хочу пойти учиться, чтобы повысить свой доход».
- Использование жизненного опыта. Наш опыт и повторяющиеся сценарии поведения мозг трансформирует в шаблоны — паттерны поведения. Каждое утро мы не выдумываем, как чистить зубы. Но эти же паттерны мешают нам учиться новому или переучиваться.
У детей такого огромного опыта нет. Поэтому в андрагогике важно использовать жизненный и бытовой опыт взрослого.
- Быстрое применение знаний и навыков. Если знания и навыки не применять на практике, они быстро забываются. Так, например, происходит с изучением английского — чтобы его не забыть, нужно постоянно читать и разговаривать.
- Активное участие в процессе обучения. В андрагогике ответственность между учеником и учителем делится в равной степени. Ученик может влиять на контент, интенсивность и формат обучения. У детей такого выбора чаще всего нет.
- Формирование нового опыта. Или тех самых новых паттернов поведения, которые можно использовать для профессионального опыта.
На программах для взрослых важно организовывать наставничество или менторство. Прокачивать «мягкие навыки»: умение работать в команде, решать конфликты, анализировать информацию, развивать критическое и креативное мышление. А еще эффективнее — учиться на конкретных кейсах, чтобы овладеть новыми скиллами.