Изменить систему обучения (в широком смысле - не только лекции, семинары, но и практику) , развивая навыки работы с личным незнанием - главным индивидуальным творческим ресурсом человека. То, как Вы не знаете и не понимаете поставленные вопросы - и есть Ваш главный ресурс, который необходимо развивать. Сейчас же обучение построено на вдалбливании уже известных в обществе знаний, и проверке, насколько Вы хорошо их запомнили и умеет воспроизвести, и оценках за это. Показать свое незнание (например, что Вы по другому ориентируетесь в теме и по другому поняли вопрос или он для Вас требует уточнения) - это значит получить низкую оценку, по этому критерию идет отрицательный отбор. Люди привыкают скрывать свое незнание, иное понимание вопроса и темы, иную картину ее видения. Поэтому так много исполнителей, и сама система ориентирована на исполнителей. Соответственно, ученые, т.е. люди , занимающиеся приростом знания и работой с незнанием, в такой культуре не востребованы. *** Я лично всегда стараюсь помогать студентам и аспирантам научиться работать со своим личным незнанием, не скрывать его. Это тяжело, т.е. внутри у них сидят культурные табу, но когда у них получается быть откровенными, то у многих, даже, казалось бы, с низхким творческим потенциалом, открывается вдруг творческое окно. Человек, привыкший работать с личным незнанием, значительно быстрее осваивается в новых профессиональных средах и помогает это делать другим. Помню, в 1987 году приехал в Вену в IIASA, там сказали - вот тебе компьютер, осваивайся, завтра покажешь, что сделал. Совсем другая среда - персональные компьютеры, которых у нас в институтах РАН практически нигде не было., незнакомое программное обеспечение, плохая ориентация в задачах (у нас вся страна жила в дефиците продуктов, карточках, а в докладах молодежи из зарубежной Европы основная тема - что делать с перепроизводством сельхозпродукции и пр.), ксерокс там стоит для общего пользования, у нас нужно было оформлять разрешение на конкретное размножение конкретного документа и его не всегда давали и т.д. Привычка работать с личным незнанием помогает освоиться в новой среде. Ты быстро фиксируешь, чего именно не знаешь, задаешь местным конкретные вопросы, они на конкретные вопросы отвечают, ты быстро осваиваешься.