Опираюсь на недавнее выступление президента РАН. Он заявил, что за 10 лет количество аспирантов снизилось в 2 раза из-за низкого престижа науки: https://www.rbc.ru/society/20/04/2021/607ebbb09a79472b4c17838e.
Данный вопрос не так прост, так как зависит от трёх факторов. Но именно в совокупности они формируют расцвет или ослабевание науки, не зависимо от того, прикладная или фундаментальная дисциплина. И всё же, каждый фактор сам по себе оказывает сильное влияние, оттого стоит рассматривать их по отдельности.
1. Психологический
Надо понимать простую истину: люди практически всегда движутся в достижении своих целей по пути наименьшего сопротивления. Я лет 5-6 тому назад в каком-то журнале читала статью, что в Англии народ теряет интерес к науке и выбирает профессии, которые можно освоить на 3-6-месячных курсах, вместо того, чтобы годами учиться, заниматься научными работами, писать диссертации и надеяться на успех. Мало того, даже опытные научные работники, имея необходимый стаж и «корочки», меняли профессии на более лёгкие.
Конечно, есть люди, которые имеют врождённую страсть к науке, простыми словами фанатеют от неё. Они будут стремиться к реализации своих увлечений и убеждений, невзирая на какие-либо факторы. Но таких людей, понятное дело, не много.
Соответственно, если в современных реалиях большинство молодых людей имеет возможность обеспечить себе приемлемый образ жизни (в материальном, социальном и прочих факторах) более простым способом, они будут двигаться по этому пути.
2. Популяризация
Если же мы говорим именно о молодых людях, то область научной работы для них нужно сделать максимально популярной, легкой и доступной. Именно эти три обстоятельства являются движущей силой для формирования ценностей и будущего социально-карьерного развития. Но проблема в том, что популяризировать науку – не то же самое, что продвигать в массы какие-нибудь гели для кутикул, которые рекламируют знаменитости.
Наука – это долгий и сложный труд с неопределёнными результатами. Что является не совсем теми маркерами, на которые ориентируются люди, чей жизненный путь начинает формироваться. Соответственно, составить конкуренцию ТикТоку в таких условиях достаточно сложно.
Для сравнения можно взять любой американский фильм про студентов и учёных. Почти весь фильм герои занимаются не пойми чем, а живут достаточно беспечно и не бедно. И только ближе к концу фильма им приходит гениальная идея, как закончить проект. Именно так осуществляется популяризация науки на Западе (популярная, легкая, доступная). А вот когда известная игровая франшиза The Sims в одной из своих серий показала студенческую жизнь как бесконечную учёбу с перерывами на сон, подверглась сильной критике среди пользователей.
Возможна ли подобная популяризация науки среди молодёжи в России и странах СНГ – весьма спорный вопрос.
3. Политико-экономический
Болезненный вопрос для развития науки – это деньги. Тут надо понимать, что любые научные исследования – это очень дорого, а в большинстве направлений окупаемость является долгоиграющим проектом. Соответственно, ни одна крупная компания не вложит деньги в такие проекты без пинка со стороны государства. Но, к сожалению, сегодня в России и других странах СНГ нет таких фундаментальных обстоятельств, которые бы требовали массового и стремительного развития науки, как, например, это происходит в США.
Для понимания: СССР вкладывал в развитие всех отраслей науки огромные средства, так как мир в те годы делился на два полюса влияния – американский и советский. Именно для поддержания мирового статуса правительство не жалело денег на науку. США и сегодня всеми силами пытается удержать имеющееся положение, а потому не жалеет как бюджетных, так и коммерческих денег на различные исследования. По тому же пути движутся и государства, которые выступают региональными геополитическими игроками: Израиль, Франция, Германия и другие.
На данный момент у РФ есть необходимость только в локальном развитии научных достижений, например – оборонка и энергетика. Но для столь избирательного подхода государству хватает и того ресурса учёных, которым обладает сегодня, а потому заниматься дополнительным развитием науки надобности нет. Возможно, в ближайшее десятилетие обстоятельства изменятся, но сегодня дело обстоит именно так.
Ну, и напоследок стоит отметить, что любая научная деятельность должна давать хоть какой-либо осязаемый продукт. А для него нужны рынки сбыта. К примеру, Россия выпустила «Спутник V», и тут же весь мир его забраковал только потому, что его выпустила Россия. Это и означает, что в таких условиях государству и коммерческим компаниям просто нет смысла вкладывать ресурсы и время в развитие науки дополнительно к тем достижениям, которые имеются на сегодняшний день.
Верен ли слух, что для аспирантов существует чудовищное количество работы с отчетами и прочими бумагами?