Метод развивающего дискомфорта предполагает формирование и укрепление у школьников способностей и навыков активно действовать и тем самым преодолевать ситуации повышенной трудности и ( или) временной неудачи.
Предполагается, что, в конечном итоге, возникнет и особая потребность в преодолении трудностей, когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта.
Стихийно метод развивающего дискомфорта действует в так называемой “народной педагогике, в реальности интуитивно применяется многими педагогами, однако в качестве специального метода до сих пор не формулировался. Предлагаемый метод необходим и реально используется (в основном стихийно) для детей с любым уровнем развития и любого типа способностей. Однако наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость этого метода становится очевиднее. Именно одаренные дети и подростки испытывают недостаточный дискомфорт в познавательной сфере, практически не встречаясь с серьезными трудностями во время прохождения учебной программы. Учителя этому часто радуются, хотя именно здесь причина их будущих неудач (не в школе, а в жизни!), Познание у этих детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но недостаточно развивается его способность преодолевать неудачи. Правда, в социальной сфере дискомфорт у этого контингента детей есть, и иногда очень значительный, но он носит разрушающий характер, и жизнь этих детей (прежде всего, высоко одаренных) такова, что они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать. Метод развивающего дискомфорта призван научить одаренных школьников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.